ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ (СУДЬБА) ЧЕЛОВЕКА

Найдено 1 определение
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ (СУДЬБА) ЧЕЛОВЕКА
Знания о человеке — фундамент, который определяет выбор методов и форм воспитательного воздействия, определяет особенности педагогического взаимодействия. Анализ существующих педагогических парадигм свидетельствует, что педагогический процесс ориентирован в основном на достижение конкретных целей и практически не затрагиваются цели, связанные с осмыслением жизни в широком контексте, с поиском ее предельных оснований. Организация педагогического процесса, ориентированного на решение смысложизненных вопросов человеческого бытия, позволяет по-новому взглянуть на содержание и формы образования.
Педагогический процесс должен соотноситься с ведущей (определяющей) идеей человеческого существования — поиском предназначения, определения смысла жизни и судьбы. Все многообразие приобретаемых знаний, умений, навыков, способностей, которые формируются в педагогическом процессе, должны преломляться сквозь идею судьбы ребенка, его будущего. Последствия педагогического влияния, не только сиюминутного, но и отдаленного во времени, могут стать критерием эффективности воспитания; его отдаленным результатом может стать судьба человека.
Жизненный путь (судьбу) человека можно рассматривать как «лейтмотив» педагогического процесса, основным содержанием которого является помощь человеку в осознании и осмыслении им своего призвания, своей уникальной биографии, формированию навыков жизнестроительства и самоопределения. Данное направление в педагогике мы обозначаем как педагогика судьбы. Она относится к направлению, сочетающему достижения различных наук: философии, психологии, генетики, социологии.
Предметом педагогики судьбы является изучение причин, условий и факторов, определяющих жизненный путь и судьбу человека в контексте воспитательных отношений. Воспитание как условие развития личности представляет собой детерминирующий фактор, оказывающий существенное влияние на всю дальнейшую жизнь. Основные направления в педагогике судьбы, в зависимости от влияния детерминирующего фактора, определяющего логику жизненного пути человека, различаются на биоцентрическое, персоноцентрическое, социоцентрическое, духовное.
Биоцентрический подход в педагогике судьбы. Интерес к биологическим аспектам развития личности связан с распространением идей природосообразности. На биологическом уровне познавательную активность, тип поведения, и, в конечном итоге, судьбу определяют задатки, особенности темперамента, инстинкты. Следуя природе ребенка, педагог создает условия для развития и раскрытия талантов и способностей детей, актуализации их творческого потенциала. Судьба понимается как проявление внутренних сил и потенций. В рамках биоцентрического подхода получила развитие идея предназначения человека. Педагог ориентирован на помощь растущему человеку в определении и реализации им своего призвания.
Персоноцентрический подход подчеркивает значение и роль отдельной личности в жизненной судьбе человека, акцентирует внимание на судьбоносном значении отношений «воспитатель — воспитанник», особенно в период первичной социализации, когда взрослые выполняют функцию значимого Другого. Педагог (родитель), оказывающий влияние на воспитанника (ученика), становится фактором его развития (позитивного или негативного), результаты которого проявятся в отдаленном будущем. Отношение между учеником и учителем в школе являются определяющими для развития личности ученика. Учитель — не только транслятор знаний, но и значимый Другой для ученика, определяющий порой его жизненный путь.
В рамках социоцентрического подхода акцентируется внимание на социализации индивида, формировании социально-типических качеств индивида. Общество, социальная группа определяет жизненные приоритеты, влияет на жизненные выборы, навязывая их. В рамках этой модели воспитания система ценностей социума, социального слоя, группы предъявляются индивиду как образец для подражания, как модель жизни. Общество, система воспитания становятся фактором судьбы человека, определяя характер его траектории жизни. Судьба обусловлена во многом принадлежностью человека к социальному слою, типом образования, стилем воспитания в семье. Школа и семья как социальные институты становятся биографическим пространством развития личности, в котором закладываются будущие роли, статусы, возможные удачи и неудачи, что в конечном итоге станет содержанием индивидуальной жизни.
Духовный подход в педагогике судьбы связан с духовно-нравственными исканиями человека, поисками своего назначения и свободы. Духовный уровень рассматривает судьбу как феномен в контексте отношения человека к трансцендентным ценностям. У каждого человека — своя логика духовного развития. Развитие человека осуществляется от непосредственной интуиции смысла в мире к сознательной постановке смысложизненных вопросов и выбора своего направления в жизни. Роль педагога заключается в помощи человеку в жизненном самоопределении, определении его призвания и творческого самоосуществления в жизни.
В современных условиях особенно актуальны идеи индивидуализации обучения и воспитания. Проблематика судьбы воспитанника соотносится с ними. Задача педагога заключается в освобождении от навязанной судьбы и перевода воспитанника к свободной, основанной на самостоятельности и свободе выбора. Это предполагает выработку у воспитанников новых способов видения, оценок и самореализации. Учитывая уникальность жизненной судьбы каждого ребенка, педагог создает условия для поиска себя и своего призвания.
Г.Е.Соловьев
Литература: Соловьев Г.Е. Судьба человека как антропологическая проблема. // Очерки по педагогической антропологии. — Ижевск, ИД «Удмуртский университет», 2003.
Соловьев Г.Е. Психология и педагогика судьбы. — Актобе, Актюбинский ун-т, 2002.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005