возникло в России как самостоятельная область образования в условиях индустриализации России на рубеже XIX–XX вв. и борьбы за социальное равноправие женщины. Главным фактором, обусловившим появление низшего и среднего профессионального образования, явилось вовлечение женщины в производство, женский труд. На развитие женского профессионального образования повлияли изменения в понимании предназначения женщины в обществе.
Первые женские профессиональные учебные заведения возникли еще в пореформенной России. Это были женские профшколы с интернатом для малолетних воспитанниц, в которых обучались в основном сироты. Они давали начальное образование и знание ремесел и содержались на пожертвования частных лиц, средства частной и общественной благотворительности.
В 1810 г. было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых, в 1836 г. – Санкт- Петербургский Демидовский дом призрения трудящихся женщин, в 1842 г. – Санкт- Петербургская Александринская купеческая школа при Министерстве внутренних дел, в 1846 г. – Санкт-Петербургский приют принца Ольденбургского. Школы находились в ведении различных министерств и ведомств. Всего в России к 1861 г. насчитывалось 6 женских профшкол с интернатами для малолетних воспитанниц. С 1813 г. в России начинают открываться профшколы при Женском патриотическом обществе в Санкт- Петербурге, имеющем целью «призревать сирот и распространять общее и ремесленное образование среди столичного населения». В 1858 г. в школах Женского патриотического общества насчитывалось 517 воспитанниц, из которых 96 кончили полный курс. Преподавание в школах общества велось по одной программе и единому учебному плану. Третьей группой женских профшкол в дореформенной России были профессиональные учебные заведения для взрослых учениц с преподаванием общеобразовательных дисциплин. Ученицы этой группы школ принадлежали к наиболее обеспеченным слоям общества. Таких женских профессиональных учебных заведений в дореформенной России было три: в 1825 г. открыта Женская рисовальная школа при Строгановском центральном училище технического рисования в Москве, в 1839 г. – Рисовальная школа Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, в 1858 г. – Санкт-Петербургские педагогические женские курсы, находившиеся в ведомстве императрицы Марии.
Реформы 60–90-х гг. обусловили новый этап развития женского профессионального образования России. Женские профессиональные учебные заведения начали готовить работниц промышленного производства, происходит их специализация. Проблемы женского профессионального образования становятся предметом широкого общественного обсуждения. Началом реорганизации профессионального образования стало принятие закона «Основные положения о промышленных училищах» от 7 марта 1888 г. В них впервые поставлен вопрос о единой организации и содержании обучения, о системе женского профессионального образования в масштабах страны. В этот период потеряла свое значение в подготовке специалистов средней и низшей квалификации общеобразовательная школа; значительно выросло число женских профессиональных учебных заведений. С 90-х гг. начинается систематическая работа над теоретическими вопросами и методикой профессионального образования, ведется подготовка преподавателей для этих учебных заведений, предпринимаются попытки создать новые специальные учебники.
К 1890 г. в России насчитывалось 144 женских низших и средних профессиональных учебных заведений с общим количеством учащихся 11549 человек. На территории Российской империи эти учебные заведения были размещены следующим образом: в центральных губерниях – 125 учебных заведений (86%), на Кавказе – 3 (2%), в Сибири и Средней Азии – ни одного, в Царстве Польском – 16 (12%).
К январю 1898 г. количество женских профессиональных школ и общеобразовательных учебных заведений с преподаванием рукоделия увеличилось до 270. Из них собственно профессиональных школ было 8, специальных ремесленных школ и учебных мастерских – 43, общеобразовательных заведений с преподаванием рукоделия – 163, приютов – 11. В 1898 г. были открыты специальные курсы для подготовки учительниц рукоделия в Петербурге. Это было первое учебное заведение, готовящее педагогические кадры для профессиональных школ. 15 декабря 1897 г. Государственным советом было постановлено отпускать по шесть тысяч рублей в год в распоряжение Министерства народного просвещения на выдачу пособий женским профессиональным учебным заведениям. На 1 января 1910 г. в России уже было 956 женских и смешанных профессиональных учебных заведений с количеством учащихся 55951 человек.
На 1 января 1910 г. в России действовало уже 956 женских и смешанных профессиональных учебных заведений, при этом в центральных губерниях находилось 872 учебных заведения, на Кавказе – 55, в Сибири – 20, в Средней Азии – 9.
Таким образом, в начале ХХ в. процесс становления и развития женского профессионального образования начинает представляться неотъемлемой частью профессионального образования в целом; на стыке традиционной педагогики, экономики, психологии, социологии складывается педагогика женского профессионального образования; определилась группа ученых, преподавателей-практиков, занимающихся проблемами организации, теории и методики обучения в женской профессиональной школе (М.К. Горбунова-Каблукова, С.А. Давыдова, А.И. Коробова, И.Н. Михайлов, Е.Н. Янжул и др.).
Особую страницу составляет развитие высшего женского профессионального образования в России. Поскольку женщинам не был разрешен доступ в российские университеты, правительство дозволило в 70-е гг. открытие частных курсов по программе мужских классических гимназий, акушерские курсы и, наконец, высшие женские курсы. В начале ХХ в. женщинам открывается доступ в некоторые высшие учебные заведения (психоневрологический институт в Петербурге, университетские курсы в Юрьеве [Тарту], медицинский факультет Томского университета). Открываются Петербургский женский медицинский и педагогический институты, финансировавшиеся правительством. Всего в 1911/12 учебном году в женских высших профессиональных учебных заведениях обучалось 25 тыс. человек.
В послереволюционный период в связи с декларированием равенства мужчин и женщин в сфере образования ситуация резко изменилась, однако развитию женского профессионального образования препятствовал высокий уровень неграмотности. В среднеазиатском регионе традиционное отношение к женщине потребовало создания специальных женских учебных заведений – профшкол, техникумов и училищ, педагогических институтов. В 30-е гг. осуществлялась политика бронирования мест в профшколах, техникумах и вузах для девушек. Введение всеобщего, начального, а затем неполного среднего и среднего образования способствовало выравниванию уровня грамотности и образованности мужчин и женщин, коренному изменению социальной психологии по отношению к женскому труду и образованию, значительному повышению удельного веса женщин в общественном производстве и системе профессионального образования (в высшей школе – до 55–60%). Все это привело к созданию в 60-е гг. ХХ в. системы профессионального образования без подразделения учебных заведений по признаку пола.
Лит.: Овцын В. Развитие женского образования: Исторический очерк. – СПб., 1887; Марголин Д. Вадемекум по высшему женскому образованию. – Киев, 1915; Корольков Н.М. Профессиональные и специальные женские школы в России. – СПб., 1890; Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. – М., 1961.
О.Б. Кирьянова
ЖЕНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЖЕНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.