ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Найдено 1 определение
ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО
(Woman’s/female leadership) – участие женщин в выработке и принятии решений на разных уровнях государственного и общественного управления. Достижение гендерного равновесия в сфере принятия решений требует усилий государства, политических партий и гражданского общества. Государство определяет гендерную политику с помощью законов или других обязательных директив, например, использования квотирования. Политические партии и гражданское общество вносят значительную лепту в гендерную политику в тех сферах, где директивы государства носят гендерно-нейтральный характер. Формы женского лидерства: политическое, экономическое, общественное.
К политической форме можно отнести представительство женщин в высших и местных законодательных и исполнительных органах государственной власти, в том числе женщин-руководителей государств, представительство женщин в руководстве политических партий и международных организаций, таких как ООН и др. Экономическая форма – представленность женщин на руководящих должностях в национальных государственных органах, занимающихся вопросами экономики, в том числе руководителей предприятий, учреждений и организаций, работников высшего управленческого звена международных и региональных финансовых учреждений, руководителей профсоюзов, а также деловых и профессиональных ассоциаций. Общественная форма лидерства – представительство женщин на руководящих должностях в сфере гражданского общества: в органах самоуправления на местах, низовом уровне экономики (частные предприятия, домохозяйства), общественных движениях, НПО, средствах массовой информации. В соответствии с Конвенцией ООН о политических правах женщин (1953 г.), «женщины могут быть избираемы, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов» (Ст. 2) и на таких же условиях «женщинам принадлежит право занимать должности на общественно-государственной службе» (Ст. 3). Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая ООН в 1979 году, обязывает все государства добиваться представительства женщин на равных условиях с мужчинами в выработке и осуществлении государственной политики, обеспечивать женщинам одинаковые возможности по найму на работу и продвижению по службе, а также для участия в работе неправительственных организаций и объединений. В Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г., Пекин) указывается, что равноправное участие женщин и мужчин в выработке решений укрепляет демократию и способствует ее надлежащему функционированию. Идея и практика народного правления, зародившиеся в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин, считавшихся не-гражданами.
Развитие религии, великий культурный ренессанс, революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Демократические призывы «Свобода! Равенство! Братство!» были обращены не к женщинам. Лишь с конца ХIХ века начался процесс предоставления права голоса женщинам наравне с мужчинами. Новая Зеландия, а затем Австралия стали первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, наделив их, начиная с 1893 г., избирательными правами на национальном уровне. Но даже в промышленно развитых странах право женщин на участие в выборах существует недавно. Женщины завоевали право голоса в Финляндии и Норвегии в 1906– 1907 гг., в Дании в 1915 г., в Германии, в Швеции и Великобритании в 1918 г., в США в 1920 г., во Франции в 1944 г., в Италии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с независимостью, поскольку они были участницами борьбы за свободу. К 1998 году женщины имели это право везде, кроме пяти стран на Ближнем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия) и Республики Бруней. Но, независимо от времени получения избирательного права для женщин, проблема женского лидерства и женско-мужского партнерства в политике большинства стран остается нерешенной. Хотя женщины составляют половину избирателей, на их долю приходится лишь 10 % мест в парламенте и 6 % в национальных правительствах государств. Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994 года, в целом женщины составляли 6 % общего числа кабинетов: 5 % в развивающихся и 8 % – в промышленно развитых странах. По этому показателю на первом месте – Финляндия (39 %), на втором – Норвегия (35 %), на третьем Швеция (34 %), на четвертом – Нидерланды и Сейшельские острова (по 31 %). Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей двух полов. Женщины являются аутсайдерами в общественно-политической сфере большинства стран не только потому, что более заняты в быту и семье, или не имеют достаточных средств для проведения политических и избирательных кампаний (рычаги властвования и финансы – в руках мужчин, или из-за социальной дискриминации женщин).
Очень популярна метафора «стеклянный потолок«: невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Чтобы изменить эту ситуацию, многие организации в США и Западной Европе под давлением общественного мнения проводят так называемую политику равных возможностей. Однако, как выяснилось, эта политика скорее декларируется, чем осуществляется на деле, и встречает сопротивление со стороны мужского персонала. Среди объективных факторов, препятствующих успеху женщин-лидеров, называется лишение их доступа к информации. На пути женщин к лидерству серьезную роль играют препятствия, связанные с социализацией полов: большинство людей не видят в низком политическом статусе женщин социальной несправедливости. Несмотря на то, что по ряду качеств женщины-лидеры не отличаются от своих коллег-мужчин, представление об их непригодности для лидерской роли является устойчивым. Оно проявляется в осуждении близких и друзей, в предпочтении подчиненными мужчины в роли босса и в скептицизме мужчин-администраторов по отношению к женщинам-лидерам. Социализация женщин в различных странах мира происходила и происходит таким образом, что у них не возникает особых амбиций по поводу своих карьерных и политических устремлений.
Для вовлечения женщин в политические процессы необходимо разъяснение понятия политика как процесса переговоров между различными интересами для обеспечения доступа к ресурсам и возможностям. Политика совершается на всех уровнях и во всех институтах, включая семью, местные советы, на рабочих местах, в парламентах. Для женщин школой лидерства стали НПО. Членство в НПО не имеет такого противостояния со стороны оппонентов, так как НПО не занимаются политической деятельностью. Женщинам чаще, чем мужчинам присуще не столько стремление к лидерству, сколько желание достижения согласия противоположных точек зрения. Возможно, данные различия в мотивациях мужчин и женщин к лидерству и распределили сферы их концентрации в общественной и политической жизни. Что касается неправительственных организаций, то они могут стать базой для формирования независимых лидеров из числа женщин, которые не захотели обременять себя членством в политических партиях. Между тем, доминирование мужчин в принятии решений ведет к тому, что интересы женщин не принимаются в расчет. Это ослабляет их и без того неравноправные позиции и не приводит к преодолению сложившихся гендерных ролей. Поэтому продвижение женщин на всех уровнях принятия решений – это стратегическая необходимость. Осуществление принципа участия женщин в этой сфере требует усилий как от самих женщин, так и от государства (Словарь гендерных терминов /Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/ gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
250.64 кб

Женское лидерство в современном мире

Лейченко О. Ф.
Рассматриваются проблемы женского лидерства в России и за-рубежом. Анализируются роли женщин в деловой сфере. Рассматри-вается конфликт между гендерной и лидерской ролью.
Читать PDF
435.12 кб

Женское лидерство и семейные роли: социологический анализ

Чирикова Алла Евгеньевна
Исследования, проведенные в 1998 и 2008 гг. в восьми регионах России, основывались на интервью, взятых у 140 женщин, занимающих руководящие посты в бизнесе.
Читать PDF
333.92 кб

Женское политическое лидерство: гендерные исследования в России

Бушуева Н. В.
Статья посвящена актуальной проблеме современной социологии и психологии политики активного вхождения женщин во власть в России.
Читать PDF
97.39 кб

Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства

Бушуева Наталия Викторовна
Исследование гендерных особенностей в политике приобретает сегодня особую актуальность в связи с ростом общественной активности и представительства женщин в структурах власти.
Читать PDF
194.36 кб

Женское политическое лидерство в современной Латинской Америке: контекст и специфика

Коновалова Ксения Александровна
Настоящая статья исследует особенности политического лидерства женщин в современной Латинской Америке в общем контексте властных отношений в регионе.
Читать PDF
372.25 кб

Специфика женского политического лидерства и его востребованность в условиях современности

Шепелева Юлия Леонидовна
В статье рассматривается возможность и эффективность женского политического лидерства в условиях стремительно демократизирующегося общества.