ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ училища
проф. учебные заведения, готовившие квалифицир. рабочих ж.-д. транспорта. Созданы на основании указа Президиума Верх. Совета СССР от 2 окт. 1940 г. В 1958 г. ж.-д. училища были преобразованы в специализир. гор. профтехучилища со сроком обучения от 1 года до 3-х лет, в которые принимается молодежь с 8-летним образованием.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Железнодорожные училища
в России тип низших профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов (мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов, машинистов) и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. Находились в ведении Министерства путей сообщения. Срок обучения был в основном 3 года на базе начального училища при обязательной стажёрской 2-летней практике, по окончании которой выдавался аттестат.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
в России тип низших профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов (мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов, машинистов) и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. Находились в ведении Министерства путей сообщения. Первые Ж.у. возникли в России в 60-е гг. 19 в. (Елец, Харьков, Одесса, Белгород, Москва). В 1878 состоялся Съезд начальников и преподавателей Ж.у. Под руководством В.К. Делла-Восса проведена реформа Ж.у. В 1886 утверждено Положение о технических Ж.у. Срок обучения был в основном 3 года на базе начального училища при обязательной стажерской 2-летней практике, по окончании которой выдавался аттестат. В начале 20 в. выделились механические, электротехнические и строительные отделения. Изучались железнодорожное дело, механика, устройство паровоза, электротехника, некоторые об- щеобразовательные предметы. Число Ж.у. возросло с 26 (1869) до 47 (1917). После 1917 преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества и технические железнодорожные школы. В СССР Ж.у. создавались по Указу Президиума ВС "О государственных трудовых резервах" (1940) (см.Трудовые резервы) на базе школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Наркомата путей сообщения и технических железнодорожных школ и готовили квалифицированных рабочих. В 1958 преобразованы в профессионально-технические училища.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
тип низшего профессионального учебного заведения в России и СССР.
1. Первые Ж.у. возникли в России в 60-е гг. XIX в. с развитием железнодорожного транспорта и строительством железных дорог (г. Елец, Харьков, Одесса, Белгород, Москва). Они готовили машинистов, мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов и рабочих разных специальностей и находились в ведении Министерства путей сообщения. В 1878 г. был проведен съезд начальников и преподавателей железнодорожных училищ по вопросам совершенствования содержания образования и организации учебного процесса. Благодаря В.К. Делла-Восу, в 1881 г. возглавлявшему канцелярию по учебным заведениям, а в 1886 г. – учебный отдел Министерства путей сообщения, была проведена реформа Ж.у., внедрялись современные методы подготовки специалистов. В 1886 г. было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах». Число учебных заведений с 1869 по 1917 г. возросло с 26 до 47. Срок обучения в училищах был в основном 3-летний на базе начального училища с обязательной стажерской двухлетней практикой на железных дорогах, по окончании которой выдавался аттестат. В начале XX в. в них была введена специализация, выделявшая механическое, электротехническое и строительное отделения. Отдельно создавались училища кондукторов путей сообщения, службы движения. В учебных планах значительное место занимала производственная практика. Изучались железнодорожное дело, механика, устройство паровоза, электротехника и другие специальные дисциплины, некоторые общеобразовательные предметы. Ж.у. сыграли важную роль в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта России. После 1917 г. были преобразованы в школы ФЗУ и технические железнодорожные школы.
2. Созданы на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах» (см. Государственные трудовые резервы). Они пришли на смену школам ФЗУ Наркомата путей сообщения и техническим железнодорожным школам (см. Школа фабзавуча) и предназначались для планомерной и массовой подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта. Срок обучения в них устанавливался 2–3 года. Принималась молодежь, имеющая 7-летнее образование. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Ж.у. пользовались большой популярностью, и прием осуществлялся на конкурсной основе. Учебные планы Ж.у. включали производственное (55–70%) и теоретическое обучение, в которое входили общая и специальная технология, основы технической механики, математика, черчение, основы электротехники, физическая культура, политические занятия. С учетом специфики специальности вводились и другие предметы (основы металлургии, химия и т.п.). По окончании выполнялась выпускная работа (проба) и вручался аттестат. Выпускники обязаны были отработать три года на железных дорогах страны. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) железнодорожные училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища с сохранением их специализации.Лит.: Очерк развития промышленного образования в России. 1888–1908. – СПб.,1909; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.70 мб

Железнодорожные училища в системе образования России (вторая половина XIX В. )

Иванова А.Ю.
Статья посвящена исследованию деятельности профессионально-технических железнодорожных школ в царской России. Именно такие школы готовили технических работников для российской железнодорожной системы.