ЖЕЛЕЗНО

Найдено 1 определение
ЖЕЛЕЗНО
слово, приобретшее в 1940-е – 1960-е гг. популярность в мальчишеско-подростковой среде и означавшее приблизительно «точно», «надёжно», «наверняка», «несомненно», «обязательно», «гарантированно».
О 1945 г.: «”А уж родного языка не знать, – добавляет Вихров, – это самое последнее дело… А иной человек, своего языка не зная, тоже вроде по-собачьи лает: “железно”, “килять”, “шмара”…» (Нагишкин, [1957– 1961] 1965, 380).
О деревне в 1954 г.: «“Сдаст, – упрямо повторил Санька. – Мы с Мишкой сколько вечеров подряд учили… Диктовки писали… Вот увидите: законно сдаст. Железно”. Сенька с гордостью оглядел присутствующих, как бы желая убедиться, какое впечатление произвели его слова. “Сдал, Мишка?“ – посыпались вопросы. “Делов-то!” “На сколько?” “Как всегда...” “На «пятёрку»?” – засиял Санька. “На “тройку” с минусом”. Звонкий смех был ему ответом… “Законно”, – скосив на Саньку глаза, сказал Алёшка. “Железно”, – фыркнул Женька, и стены сарая дрогнули от хохота» (Никонов, [1958] 1962, 146–148).
О 1950-х гг.: «Заметный даже в массе /Других учеников, / Был атаманом в классе / Алёша Козырьков… / Высказывался кратко / Алёша Козырьков – / Не более десятка / Имел в запасе слов. / “Железно!” – замечал он. / “Законно!”– добавлял, / И это означало: / Превыше всех похвал» (Серова, 1960, 15–16).
О конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «Ничто так ясно не выражает культуры человека, как его речь… …Скажет человек: “Ты хотишь пить?” или “Железно выучил уроки”, и его низкий культурный уровень становится для всех очевидным» (Товарищ, 1961, 153).
О шестиклассниках в середине 1960-х гг. «Озябли руки, всё тело дрожит. Как бы согреться?.. “Я уже пальцев не чую”, – сказал Вова. “Я тоже, – сказал Витя. – Может, позвонить Сене, вызвать смену?” “Не надо”. “Конечно, не надо. Это я так сказал. Мы выстоим”. “Железно!” И они выстояли, продрогшие мальчишки…» (Кузьмин, 1966, 82).
О середине 1960-х гг.: «Мальчишка лет тринадцати… вертел карманным фонариком. Рядом с ним стоял парень лет семнадцати. “Почему ты не пришел сегодня, как было условлено?” – обратился мальчишка к Севке. “Не мог. – Севка приподнял брови. – А разве я обязан?” “Слово держат железно!” – сказал Толик… “Да, слово, данное корешу, держать полагается…”, – сказал незнакомый…» (Котовщикова, 1969, 261). См. также: Железный, Законно.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
69.13 кб

Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железно

Николаева Лариса Петровна
Автор обращается к анализу феномена образовательного пространства применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает возможности его примене6 ния в развитии социальной ответственности будущих железнодоро
Читать PDF
251.77 кб

Условия формирования профессиональных компетенций в процессе физического воспитания студентов железн

Гайдуков Александр Николаевич
В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конку
Читать PDF
382.78 кб

К 200-летию со дня рождения ученого творческий и жизненный путь николая ивановича железнова и его ро

Баутин Владимир Моисеевич
В статье представлен жизненный и творческий путь первого директора Петровской земледельческой и лесной академии Н.И. Железнова.
Читать PDF
2.08 мб

Компетенции выпускника железнодорожного вуза

Сухорукова Наталья Николаевна
Читать PDF
6.38 мб

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ОмГУПСа – лауреат международной премии

Е. Н. Фролова
Читать PDF
2.83 мб

Формирование компетенций студентов технических специальностей в железнодорожном вузе

Сухорукова Наталья Николаевна
Читать PDF
243.55 кб

Школы рабочей молодежи в закрытых городах Сибири на примере Железногорска в 1950-1980-е гг

Реут Григорий Александрович
статья посвящена проблемам развития школ рабочей молодежи в одном из закрытых городов Министерства среднего машиностроения, расположенном в Сибири Железногорске (Красноярск-26).
Читать PDF
461.09 кб

Медицинское обеспечение в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида г. Железногорска

А. Ю. Томилова, О. В. Вилкова, Г. Ф. Варочкина
В статье представлены основные моменты профилактической направленности в детских дошкольных учреждениях г. Железногорска, их медицинская составляющая.
Читать PDF
231.39 кб

Динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнод

Канаева Надежда Анатольевна
В статье рассмотрена динамика мотивационного компонента при формировании профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума.
Читать PDF
6.75 мб

Международная программа дополнительного профессионального образования по высокоскоростному железнодо

Блажко Л.С., Киселёв И.П.
Анализируются первые итоги реализации уникального подхода к подготовке специалистов для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей под эгидой Трансъевропейской программы академической мобильности для
Читать PDF
497.45 кб

Статистический анализ учебного процесса на младших курсах факультета строительства железных дорог СГ

Визгин А. А., Гербер А. Р., Попов Г. В.
Читать PDF
491.47 кб

Первые заведующие кафедрой «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»

Читать PDF
0.00 байт

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ

Скораева Елена Алексеевна, Тарасюк Ольга Вениаминовна
В статье раскрываются особенности проектирования модульных образовательных программ и их использование при реализации программ повышения квалификации, в том числе для работников железнодорожной отрасли.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование готовности юных железнодорожников к профессиональному самоопределению

Сокова Светлана Викторовна
В результате проведенного исследования сформулированы компоненты готовности к профессиональному самоопределению юных железнодорожников, представлены их качественные и количественные показатели уровня готовности к профессиональному
Читать PDF
0.00 байт

Условия развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников в образовательном

Николаева Лариса Петровна
В статье отражена логика апробации условий развития социальной ответственности студентов будущих железнодорожников в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования, дан анализ опыта развития социальной

Похожие термины:

  • ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ железная дорога

    игрушка. О 1949–1950 гг.: «Электрические железные дороги тогда были ещё редкостью, но всё равно особого восторга у меня не вызывали: электробритва на колёсах» (Чулаки, 1984, 126). См. также: Железная дорога.
  • ЖЕЛЕЗНАЯ дорога

    стихотворение (1864) Н.А. Некрасова. С 1950-х гг. изучается в школе (5–6 классы). ЖЕЛЕЗНАЯ дорога игрушечная. О начале ХХ века: «“А железная дорога есть?” – решился я опросить толстую… барыню, которая наб
  • СБОР МЕТАЛЛОЛОМА железного лома

    Сбор металлического (железного) лома многие десятилетия был одним из осн. видов деят-сти пионеров. Сбор металлолома в 1920-е гг. О 1920-х гг.: «И пионерские звенья в двадцатые годы боролись с безграмотно
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА

    проф. учебные заведения, готовившие квалифицир. рабочих ж.-д. транспорта. Созданы на основании указа Президиума Верх. Совета СССР от 2 окт. 1940 г. В 1958 г. ж.-д. училища были преобразованы в специализир. г
  • НА ЖЕЛЕЗНОЙ дороге

    стихотворение Н.А. Некрасова; в 1970-е – 1980-е гг. изучалось в 10 классе школы.
  • ЖЕЛЕЗНЫЙ

    слово, приобретшее в 1950-е – 1960-е популярность в мальчишеской среде и означавшее приблизительно «качественный», «отличный», достойный высокой оценки. О перв. пол. 1960-х гг.: «Отец показал на… шпиль со