ЖАНРЫ ПИАР-КОММУНИКАЦИИ

Найдено 1 определение
ЖАНРЫ ПИАР-КОММУНИКАЦИИ
(от англ PR — public relations — ‘связи с общественностью’) — тексты особого типа, функционирующие в сфере публичных коммуникаций: процессе информационного взаимодействия базисного субъекта PR (государства, коммерческих и иных общественных структур) и его целевой аудитории. Ж.п.-к. обладают специфической формой организации текстового материала и характеризуются общностью содержательных, композиционных и лингвостилистических признаков. Основные факторы образования жанра для PR-текста такие: целеустановка, предмет отображения, метод отображения, функции и лингвостилистические средства. Основные цели PR-текстов разных типов: информирование, создание и поддержание оптимальной коммуникационной среды, — достигаются через описание предметов; установление причинно-следственных связей событий и процессов. Любое обращение с PR-информацией в публичной коммуникации — заранее продуманное послание, в котором предусматриваются, прогнозируются последствия введения информации.
В настоящий момент исследователи при характеристике текстов PR-коммуникации обычно выделяют следующие жанры: оперативно-новостные, исследовательско-новостные, образно-новостные, фактологические, исследовательские (см. работы А.Д. Кривоносова, Н.Е. Пивоновой, С.Н. Должиковой, И.О. Морозовой). К оперативно-новостным жанрам относят пресс-релиз и приглашение. К исследовательско-новостным — бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью. К образно-новостным — байлайнер, поздравление, письмо. К фактологическим — факт-лист, биографию, некролог. К исследовательским — заявление для СМИ.
Оперативно-новостные жанры оперативно передают новостную информацию, предметом которой является какая-л. персона или событие, касающееся той или иной общественной структуры. Основные жанровые признаки: актуальность, оперативность, релевантность, фактологичность, своевременная подача материала, лаконизм. Оперативно-новостной жанр пресс-релиз представляет собой сообщение, содержащее предназначенную для прессы новостную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR и передаваемом для публикации в СМИ. Приглашение — это текст, содержащий новостную информацию о событии в жизни субъекта PR, в котором адресату предлагается принять участие; его основная цель — пригласить.
Исследовательско-новостные жанры сообщают неоперативную, но актуальную информацию и предполагают анализ событий. Основные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота, аналитичность. Жанр бэкграундера представляет собой PR-материал для СМИ, содержащий информацию об организации, истории её создания, развития, профиле, продуктах и услугах. Лист вопросов-ответов — жанровая разновидность, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать иаблицитный капитал субъекта РЯ: может быть подготовлен для открытой печати, мероприятий, связанных с прессой, корпоративного буклета и т.д. Имиджевое интервью — текст беседы с первым лицом организации, способствующий формированию/приращению паблицитного капитала базисного РR-субъекта.
В образно-новостных жанрах информация о новостном событии излагается от имени конкретного лица; РR-тексты этого жанра подписываются (в т.ч. и мнимо) первым должностным лицом базисного субъекта РЯ и/или распространяются от его лица. Основные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота и экспрессивность. Образно-новостной жанр байлайнер — это РR-текст от имени первого лица, связанный с каким-л. событием или темой; авторская, или именная статья, поддерживающая через авторитетный текст от имени первого лица организации её статус и паблицитный капитал. Поздравление — жанр РR-текста, представляющий собой поздравление со знаменательным в жизни адресата событием; направляется целевой аудитории от должностного лица или коллегиального органа базисного субъекта РR. Письмо — текст, направляемый от имени первого лица организации узкой целевой группе и представляющий собой обращение, посвящённое новостному событию в жизни организации или комментарию ситуации, действий руководства; целевая группа в тексте письма конкретна и всегда именуется.
Фактологические жанры содержат дополнительную по отношению к новостному событию информацию из реальной деятельности базисного субъекта РR (в виде суммы фактов). Основные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота. Факт-лист как жанр представляет собой короткий документ, отражающий профиль организации и содержащий справочные данные о ней, её товарах и услугах. Биография — жанр, дающий опорную фактическую информацию биографического характера о должностном лице базисного субъекта РЯ или социально значимой персоне. Некролог — официальное уведомление организации о смерти своего сотрудника.
Исследовательские жанры содержат анализ события или ситуации, касающихся организации; предполагают наличие элементов логически-рационального анализа фактов, мно-гоканальность источников информации, лингвистические элементы научного стиля. Основные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота, экспрессивность (факультивно). Исследовательский жанр заявление для СМИ — это РR-тскст. объявляющий и/или объясняющий позицию базисного субъекта РЯ по какому-л. вопросу или реакцию на событие с целью поддержания его паблицитного капитала.
Функции Ж.п.-к.: информационная, воздействующая, функция конструирования публичного дискурса, познавательная. Основная функция Ж.п.-к. — информативная — определяет такие жанрообразующие признаки РR-текстов. как официальность, документальность, фактологичность, объективность, содержательность. Воздействующая функция определяет наличие выразительности, побудительности, оценочности и эмоциональности. Целеустановка на оптимизированную оценку предметов отображения — одно из основных свойств Ж.п.-к.
Лит.: Гундарин М. Книга руководителя отдела РЯ. Практические рекомендации. СПб., 2006; Должикова С.Н., Морозова И.О. Стилеобразующие признаки корпуса РR-текстов. URL: www.vestnik.adygnet.ru/files/2011.2/1121Мо1гЫкоуа2_201 l_2.pdf; Кривоносое А.Д. РR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб, 2002; Патюкова Р.В. Сопоставительный анализ понятий публичной и политической коммуникации // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия: Философия. Искусствоведение. Челябинск, 2009. Вып. 36. № 34(172); Пивонова Н.Е. Жанры РR-текстов. Лекция 9 // Речевые и письменные коммуникации, 2008. URL: www.pivo-nina.spb.ru/rechpism/rechpism_lectury9.html.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.