ЖАНРОВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение
ЖАНРОВЕДЕНИЕ
или ГЕНРИСТИКА, — лингвистическая дисциплина, изучающая Речевые жанры (см.). Ж. активно развивается в нашей стране в последние десятилетия, начиная с публикации в 1979 г. ставшей сегодня классической работы М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». В работах В.В. Дементьева, В.Е. Гольдина, К.Ф. Седова, Т.В. Шмелёвой, К.А. Долинина, М.Н. Кожиной, М.Ю. Федосюка и других учёных даются различные варианты понимания РЖ, предлагаются основания для типологий РЖ, рассматриваются общие теоретические проблемы Ж., а также предпринимаются попытки описания как отдельных жанров, так и целых групп жанров, как правило, устного бытового общения.
По известному определению М.М. Бахтина, РЖ — это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [Бахтин 1996: 165]. Под высказыванием М.М. Бахтин понимал единицу речевого общения, границы которой определяются сменой речевых субъектов — первой конститутивной особенностью высказывания. Вторая особенность — специфическая завершённость высказывания. «Эта завершённая целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывания: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения» [Бахтин 1996: 182]. М.М. Бахтин придавал огромное значение изучению РЖ, поскольку «говорящему даны не только обязательные для него формы общенародного языка (словарный состав и грамматический строй), но и обязательные для него формы высказывания, т.е. речевые жанры; эти последние так же необходимы для взаимного понимания, как и формы языка. Речевые жанры, по сравнению с формами языка, гораздо более изменчивы, гибки, пластичны, но для говорящего индивидуума они имеют нормативное значение, не создаются им, а даны ему» [Бахтин 1996: 187]. При этом высказывания, а вместе с этим и жанры как их типы, М.М. Бахтин понимал крайне широко, относя к ним и однословную реплику, и большой роман. Он же ввёл понятие первичных (простых) и вторичных (сложных) РЖ, к первым относя «жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения», а ко вторым жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного). В процессе своего формирования вторичные жанры вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры» [Бахтин 1996: 162].
Актуальными проблемами современного Ж. можно считать «1) параметризацию жанровых форм и установление системных отношений между параметрами, 2) создание классификаций и многоаспектной типологии жанров, 3) уточнение главных оппозиций в системе терминов жанроведения, 4) структуризацию жанроведческих понятий в системе общелингвистических концептов и 5) исследование жанровых форм в историческом аспекте» [Гольдин 1999: 4].
В.В. Дементьев разводит понятия «генристика» и «Ж.». В своей работе [Дементьев 2010] он предлагает выделять следующие направления в теории РЖ: лингвистическое и прагматическое. Первое направление основное внимание уделяет синтактике и семантике РЖ, а второе — его прагматике. В синтактике РЖ активно используются достижения лингвистики текста, в которой РЖ обычно понимается как системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединённых по соображениям некой особой целесообразности и относящихся к действительности не непосредственно, а через РЖ в целом. Данное направление рассматривает в основном «горизонтальные» и «вертикальные» модели организации дискурса, что способствует более глубокому осмыслению синтактики РЖ.
Концепции, объединяемые В.В. Дементьевым в условную группу «семантического изучения речевых жанров», имеют целью анализ семантики РЖ, при этом все они имеют целью (хотя бы промежуточной) анализ лексики. Расходятся они в основном в том, сколько существует жанров, какие типические речевые формы следует, а какие не следует считать РЖ. К работам данного направления относят, напр., модели описания РЖ при помощи семантических примитивов А. Вежбицкой [Вежбицка 1997], а также «модель речевого жанра» Т.В. Шмелёвой [Шмелёва 1997].
Генристика во многом опирается на методологию и терминологию теории речевых актов. В генристике РЖ понимаются как модели инвариантно-вариантного типа и изучаются через призму синтагматических и парадигматических отношений системы. РЖ рассматриваются в основном с точки зрения говорящего, его интенций.
Второе направление теории РЖ — Ж., которое В.В. Дементьев обозначает как прагматическое изучение РЖ, — исходит из диалогической природы РЖ. Понимание жанра в рамках данного направления определяется прагматическим подходом, РЖ рассматриваются как явления, принципиально противопоставленные языковым, а собственно языковым средствам отводится второстепенная роль.
Главные различия лингвистического и прагматического изучения РЖ В.В. Дементьев видит в ориентации на монолог или диалог; ориентации на логику, грамматику или на психологию (ориентация на взаимодействие, помещённое в социально-культурные условия конкретной ситуации) и социологию [Дементьев 2010]. Вместе с тем, оба эти направления едины, возможен их синтез на основе общей коммуникативной природы РЖ и языка, представления о том, что жанры — средство формализации социального взаимодействия.
Лит.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Собр. соч.: в 5 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. М., 1996; Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997; Гольдин В.Е Проблемы жанроведения // Жанры речи: сборник научных статей. Саратов, 1999; Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М., 2010; КРРЭСС. М., 2003; Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов / под ред. О.Б. Сиротининой. М., 2003; Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи: сборник научных статей. Саратов, 1999; СЭС-РЯ / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2005; Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997; Щербаков А.В. Речевой жанр и смежные понятия // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9 / отв. ред. М.П. Котюрова. Пермь, 2005.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.