ЖАНР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Жанр
(genre – род, вид) – вид художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Устойчивая форма организации художественного произведения. Угол зрения художника, его способность видеть жизнь.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ЖАНР
от франц. genre—род, вид)—исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, характеризующаяся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками (напр., в живописи — портрет, пейзаж; в музыке—романс, соната; в литературе — рассказ, роман).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЖАНР
(от фр. genre – род, вид). 1. Литературный, исторически сложившийся тип литературного произведения (роман, поэма, комедия). 2. Разновидность речи, определяемая условиями ее употребления. На занятиях по языку учащиеся знакомятся с литературным, газетно-публицистическим, ораторским и другими жанрами.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЖАНР
фр. genre — род, вид) — форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Произведения, принадлежащие к тому или иному конкретному жанру, характеризуются своеобразием и узнаваемостью композиционной организации, структуры и стиля. Ж. характеризуется установкой на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений. В соответствии с современными представлениями термин Ж. используется в трех значениях. Во-первых, Ж. — это феномен, входящий в определенный класс явлений, имеющих общие свойства и признаки. В этом смысле Ж. (например, роман, статья, беседа) является объектом действительности и, следовательно, объектом познания. Второе значение слова Ж. обнаруживается в процессе его исследования. Выясняется, что общие для Ж. повторяющиеся (воспроизводимые) признаки институционализируются. И Ж. создаются и воспринимаются через отнесение к норме, которую диктует такая институционализация. В этом смысле термин Ж. функционирует как горизонт ожидания для слушающих и модель создания для говорящих. В основе такой модели лежит интерсубъективный комплекс, регулирующий каждую конкретную сферу языковых поведений (высказываний-предложений, высказываний — сверхфразовых единств, высказываний-текстов), имеющих разную степень категоричности. Наконец, третье значение термина Ж. — это значение эталона, матрицы, которая накладывается на действительность и служит инструментом научного описания. Следует еще разграничивать обиходное, соответствующее сознаваемой части жанровой компетенции, и научное, создаваемое в генологических теориях, употребление термина Ж. Таким образом, Ж. — это элемент действительности, факт общественного сознания и жанровой компетенции и инструмент научного описания. Лит.: Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982; Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. — М, 1979; Бурлина Е.А. К вопросу о жанре как методологической проблеме // Методологические проблемы современного искусствоведения. — М., 1986; Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. — Пермь, 1986; Кожин А.Н., Крылова АЛ., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982; Скварчинская С. Введение в науку о литературе. — Варшава, 1965. — Т. 3; Hvisc J. Problemy literarney genologue. — Bratislava, 1979. В. Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
390.78 кб

"Детектив как жанр необходим человеку": интервью с Т. Гармаш-Роффе

Черняк Мария Александровна
Татьяна Гармаш-Роффе известная писательница, автор популярных романов, выходящих в издательстве «Эксмо» в серии «Детектив высшей пробы», отвечает на вопросы профессора кафедры русской литературы М. А.
Читать PDF
621.53 кб

Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания

Вострикова Татьяна Ивановна
Рассматривается профессионально-педагогический диалогжанр учительской речи, имеющий глубокие философские основания, так как именно в философии всесторонне изучены значимые для педагогической риторики общие законы построения диалог
Читать PDF
335.64 кб

Переговоры как жанр устного делового общения в сфере межкультурной коммуникации

Громова Н. М.
В настоящей статье дается развернутая характеристика переговоров как жанра делового иноязычного общения специалистов.
Читать PDF
141.72 кб

Речевой жанр и речевой поступок на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного

Кубасов Александр Васильевич
Статья посвящена проблеме овладения младшими школьниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида речевыми жанрами и речевыми поступками. На основе дефиниций М. М. Бахтина и Н. И.
Читать PDF
369.19 кб

Формирование универсальных учебных действий на элективном курсе «Реклама как современный жанр речи»

Смолякова Елена Евгеньевна
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся, являющихся целью и результатами обучения в средней школе согласно Федеральному государственному общеобразовательному стандарту для основной школы вт
Читать PDF
396.48 кб

Электронная презентация как жанр учебно-профессиональной коммуникации

Скорикова Татьяна Петровна
Особенности презентации как устного жанра учебно-профессиональной коммуникации рассматриваются в контексте проведения лекционно-практических занятий по теории и практике межкультурной коммуникации в вузе.
Читать PDF
279.27 кб

Презентация как жанр деловой коммуникации и средство формирования междисциплинарных компетенций

Швечкова Любовь Аркадьевна, Кабанова Ольга Николаевна
Реализация задач модернизации процесса подготовки высококвалифицированных кадров для экономической сферы России характеризуется на современном этапе особой значимостью профессиональных компетенций.
Читать PDF
20.39 мб

Текст экскурсии как особый речевой жанр

Иргашева Тамара Гулямовна, Белова Светлана Александровна
В современных условиях общепризнанна роль образовательных и коммуникативных функций музеев.
Читать PDF
125.53 кб

Жанр сказки в татарской советской детской книге

Абдулхакова А.Р.
В статье рассматривается трансформация татарской сказки в советский период, обусловленная социально-политическими и идеологическими изменениями в обществе.
Читать PDF
21.34 мб

Проблемное слово учителя русского языка как профессионально значимый жанр: структурный и языковой ас

Перова Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается формальная организация проблемного слова как жанра учительского красноречия: специфика проблемного слова как разновидности устного научного монолога, его структурно-композиционное построение и особенности
Читать PDF
396.16 кб

Социокультурные среды и субкультуры в современном информационном обществе: жанр музыкальной заставки

Горбунова Ирина Борисовна, Заливадный Михаил Сергеевич
Область популярных музыкальных жанров включает наряду с концертно-бытовой музыкой песенно-танцевального характера разнообразные формы медиамузыки, обладающие значительными возможностями повышения культуры слушательского музыкально
Читать PDF
251.97 кб

Речевой жанр как модель формирования инструментальной коммуникативной компетенции

Черкашина Т.Т.
Речевой жанр рассматривается как педагогически целесообразным способом организованная инновационная модель формирования инструментальной коммуникативной компетенции.
Читать PDF
677.14 кб

Реализация проекта «Сообщение как жанр устного предъявления информации» в системе работы по развитию

Чудинова Алла Робертовна
В статье рассказывается об одном из серии проектов, направленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся 8-9 классов.
Читать PDF
201.50 кб

Проблемное педагогическое высказывание как речевой жанр

Галян Софья Витальевна
В статье рассматривается проблема описания речевых педагогических жанров. Анализ жанрообразующих факторов позволяет выделить проблемное высказывание учителя в качестве отдельного жанра и описать его модель.
Читать PDF
394.62 кб

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЮ ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ (ЖАНР РЕЗЮМЕ)

Савенкова Е.С.
Предметом исследования в данной статье является жанр резюме, его структура и содержание в восприятии будущих специалистов студентов технического вуза.

Похожие термины:

  • Жанр медийный

    media genre) – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.).
  • РЕЧЕВОЙ ЖАНР

    Совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), речевых актов, объединенных целевыми установками высказывания. Это типовые способы построения речи, связанные с определенными ситуа
  • Жанр литературный

    термин для классификационного обозначения литературных произведений по их структурному типу. Как правило, относится к группам произведений определенного рода. Так, эпическими жанрами являются р