ЗЕМСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 1 определение
ЗЕМСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
учебные заведения, создававшиеся в России земствами – органами местного самоуправления в сельской местности и существовавшие в период с 1864 по 1918 г. По линии профессионального образования земства создавали начальные учебные заведения – ремесленно-промышленные и учебно- показательные мастерские и сельскохозяйственные земские школы. В 1884–1903 гг. было открыто 49 сельскохозяйственных школ с трехгодичным сроком обучения. К 1916 г. в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и
24 показательных завода, которые ставили задачи подготовки рабочих по ремонту сельскохозяйственного и бытового инвентаря ремесленников, специализировавшихся в отраслях кустарной промышленности и местных промыслов. Земства открывали также средние специальные учебные заведения – сельскохозяйственные (их было 4), медицинские, ветеринарные, педагогические. Наиболее активная земская деятельность в области профессионального образования велась по подготовке учителей для земских начальных школ и повышению их квалификации. В 1869–1873 гг. было открыто 12 учительских семинарий. Для повышения квалификации земских учителей проводились летние курсы и съезды, организаторами которых были видные педагоги Н.А. Корф, В.П. Вахтеров, И.Н. Ульянов, И.М. Петяев и др. 123 уездных и 26 губернских земств ассигновывали средства на профессиональное образование. И суммы возрастали: в 1877 г. – около 50 тыс. рублей, в 1901 г. – около 1 млн. В 1910 г. в общей смете расходов на профессиональное образование средства земств и городских самоуправлений составляли 3,1 млн. рублей или 13% (из государственной казны 24%), не считая поступлений от частных лиц и организаций (32%). Наиболее значительные результаты были достигнуты Вятским, Полтавским, Московским земствами. Известным былоВладимирское земское ремесленное училище с пятилетним сроком обучения, возглавлявшееся Советкиным. Пермское земство ассигновало в 1911 г. средства на содержание 10 низших ремесленных школ, 11 учебных мастерских, 9 ремесленных отделений при начальных школах и намечало значительное расширение их сети. Важное значение для распространения технической грамотности сыграли музеи кустарных промыслов, создававшиеся земствами (Московским, Нижегородским, Вятским, Вологодским, Тамбовским и др.), а также воскресные школы.
В 1918 г. земские профессиональные учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса, частично ликвидированы за их «ремесленную направленность» или преобразованы в различные типы единой трудовой школы.
Лит.: Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. – СПб., 1910–1911; Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. – М., 1917; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981; Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. – М., 1986.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.