ЗЕЕР Эвальд Фридрихович

Найдено 1 определение
ЗЕЕР Эвальд Фридрихович
родился 21 августа 1938 г. в г. Энгельсе Саратовской области; доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. В 1954 г. после окончания Нижнетагильского государственного педагогического института стал работать в институте ассистентом кафедры общетехнических дисциплин. С 1967 по 1970 г. – аспирант НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР. С 1971 по 1982 г. – заведующий кафедрой Нижнетагильского пединститута, а с 1982 г. – заведующий кафедрой психологии Уральского профессионально-педагогического университета, доктор психологических наук (1989).
Исследовательская работа ведется в трех направлениях.
Первое направление исследований посвящено проблемам начального профессионального образования. Анализ структуры и содержания творческой технической деятельности позволили Зееру Э.Ф. обосновать психолого-дидактическую систему развития рационализаторской деятельности учащихся ПУ.
Второе направление исследований посвящено созданию психолого-педагогической теории профессионально-педагогического образования. Разработанная им концепция инженерно- педагогического образования охватывает все стадии профессионального становления личности специалиста: профессиональное образование, адаптация, профессионализация и мастерство.Третье направление исследований связано с обоснованием и утверждением в отечественной психологии новой отрасли – психологии профессии, которая изучает психологические особенности, закономерности и механизмы профессионального становления личности.
Впервые в психологической науке установлены механизмы движения личности в профессиональном пространстве, раскрыты особенности кризисов профессионального становления, профессиональной стагнации и профессиональных деформаций личности педагога.
Обосновав содержание и необходимость новой психологической дисциплины, Зеер Э.Ф. в 1993 г. выступил с инициативой о подготовке в вузе психологов по специальности «Психология профессий». Под его руководством были разработаны образовательно- профессиональная программа, учебный план и профессиональная характеристика специалиста нового профиля, а в июне 1998 г. произведен первый выпуск студентов- профессиоведов.
Зеер Э.Ф. уделяет много времени повышению квалификации педагогических работников. Им разработан авторский цикл лекций по становлению личности в онтогенезе и личностно-ориентированным технологиям профессионального обучения. Под научным руководством Зеера Э.Ф. подготовлено и защищено девять кандидатских диссертаций. Его учебные пособия по психодиагностике аттестации и психотехнологиям широко используются при подготовке педагогов профессиональной школы.
Научная деятельность профессора Зеера Э.Ф. высоко оценивается за рубежом. За цикл работ по профессиональному образованию России и Германии в 1994 г. ему была присуждена третья Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» Германским педагогическим обществом. В марте 1995 г. – награжден медалью К.Д. Ушинского, в мае 1996 г. – присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Он является председателем Свердловского отделения Российского общества психологов.
Зеером Э.Ф. опубликовано 124 работы, в том числе три монографии, 7 учебных пособий и 22 научно-методических разработки. Под его руководством издано 5 межвузовских научных сборников.
Соч.: Психология становления педагога профессиональной школы. – Екатеринбург, 1996; Целевая комплексная программа «Профессионально-педагогические кадры России». – Екатеринбург, 1996. – (В соавт); Психология профессий. – Екатеринбург, 1997; Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург, 1998.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

К юбилею Эвальда Фридриховича Зеера

Эвальд Фридрихович Зеер ведущий отечественный психолог, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагог