Здоровье
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ЗДОРОВЬЕ
состояние полного физического, душевного и социального бл агополучи я человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Здоровье
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Здоровье
согласно определению Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья определяется как состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. Таким образом, состояние здоровья не обусловливается только лишь отсутствием заболевания.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
ЗДОРОВЬЕ
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье—это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Здоровье
конечный результат политики государства, создающего согражданам возможность относиться к своему здоровью как непреходящей самоценности, как основе продления здорового рода, сохранения и совершенствования трудового потенциала, сохранения генофонда, развития творчества и духовности.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
ЗДОРОВЬЕ
биологическое, психологическое и социальное благополучие, где биологическое является базовым, определяющим его, с одной стороны, а с другой стороны, с возрастом все больше зависящим от психологического и социального здоровья и от самого индивидуума.
Здоровый образ жизни — это деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ЗДОРОВЬЕ
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и соц. категорию, т. е. 3. — это состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия. 3. является личной и общественной ценностью. Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного 3. занимается новая отрасль знания, получившая название валеология — наука о здоровье.
Источник: Педагогический словарь
ЗДОРОВЬЕ
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это способность всех человеческих существ выявлять и реализовывать свои устремления, удовлетворять своим потребностям и изменяться или приспосабливаться к окружающей среде, включая достойные жилищные условия, нормальный доступ к образованию, здоровое питание, стабильную работу с регулярными доходами и адекватную социальную защиту. Данное определение подразумевает, что здоровье более нельзя рассматривать как традиционно медицинское понятие, т. е. как отсутствие болезни или физических недостатков. Литература: [41; 83].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
ЗДОРОВЬЕ
нормальное функционирование всех органов и систем человека; состояние полного физического, духовного и социального благополучия индивида; способность детей и подростков адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. По данным проведенных исследований состояния здоровья школьников г. Москвы основными причинами слабого физического здоровья школьников являются; недостаточная двигательная активность, несбалансированное питание, дефицит аминокислот, белков, витаминов; слабо мотивированный процесс обучения физической культуре; высокие статические нагрузки; неполное обеспечение детей инвентарем и спортивными базами; отсутствие массовой системы занятий к о р р е к ц и о н н о й гимнастикой и лечебной физкультурой. Общий уровень физической подготовленности учащихся определяется по интегральному показателю- индексу физической готовности (ИФГ). См. ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЗДОРОВЬЕ
(англ. health) — в соответствии с определением ВОЗ (1948), «3доровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Существует ряд др. определений: 1) индивидуальное 3. – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций; 2) 3. представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; 3) индивидуальное 3. – это гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма; 4) 3. – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. В широком смысле, 3. определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени.
Неотъемлемой составляющей общего 3. является психическое 3. Выделяются след. составляющие психического 3. (по ВОЗ): 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; 2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; 4) адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; 5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами); 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
Здоровье
(неустановившееся понятие, которое соотносится с благополучием не только человека и отдельных групп людей, но еще и общества, экономики, природных и социальных систем и даже динамических систем; здесь приводятся те из понятий здоровья, которые отличаются уровнями охвата материальных явлений и многообразием их состояний) – 1) это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, духовного и социального благополучия (Из устава всемирной организации здравоохранения – ВОЗ). Из этого понятия следует, что здоровье человека представляет собой систему, комплекс трех видов благополучия – физического, духовного и социального и, следовательно, каждый из названных видов благополучия, как подсистема базовой системы, не может быть носителем всей совокупности характеристических свойств этой системы. Тем самым используемые иногда словосочетания «физическое здоровье», «духовное здоровье» и «социальное здоровье» лишены буквального строгого смысла, который присущ понятиям: физическая составляющая здоровья,духовная составляющая здоровья, социальная составляющая здоровья; 2) обытовленное понятие: здоровье человека – это такое состояние его, как организма и личности, и форма жизнедеятельности его, которые обеспечивают ему приемлемую длительность жизни, необходимое ее качество (физическое, духовное, социальное) и достаточную социальную дееспособность (на работе и в быту); 3) здоровье человека – его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман); 4) здоровье – это состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциалом здоровья) организма и условиями среды (К. Бернал); а болезнь тогда определяется как нарушение физиологического равновесия организма со средой; в этом определении З. высвечивается экологическая сущность З., что стало основанием для выделения феномена эколого-валеологической аттракции. Приведенные выше определения не позволяют описать рационально понятия здоровья (оздоровления) природных и эколого-социальных систем, которые, однако, широко используюет без всякого описания. В этом случае может быть полезно обобщенное или интегрированное понятие здоровья, прилагаемое к любой динамической, самоорганизующейся системе, а не только к человеку, – 5) здоровьем динамической системы называется динамическое равновесие эндогомеостаза (т.е. внутреннего гомеостаза) и экзогомеостаза (т.е. внешнего гомеостаза) этой системы (З.И. Тюмасева). А поскольку гомеостазом динамической системы (см. гомеостаз) называется динамическое равновесие ее, или в экологической терминологии, – ее среды, и к тому же системный подход предполагает сущностную взаимосвязь конкретной системы с ее надсистемой (внешней средой) и полным набором ее подсистем (внутренней средой), то здоровье динамической системы представляется как гомеостаз между эндогомеостазом и экзогомеостазом, т.е. оно является гомеостазом второго порядка. И это есть самое общее или, как говорят еще, интегрированное определение здоровья, которое позволяет наполнить глубоким конкретным смыслом производные понятия – «здоровье экономики», «здоровье экосистемы» и т.д.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ЗДОРОВЬЕ
это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Согласно другому определению, здоровье – это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видо-специфические социальные функции (Г.И. Царегородцев). С.М. Громбахом предложено оценивать здоровье детей и подростков по четырем критериям: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Перечисленные критерии здоровья получили признание и широко используются в практической работе. На принципах учета этих четырех критериев оценки здоровья разработана методика комплексной оценки здоровья детей и подростков, которая используется в РФ всеми лечебно-профилактическими учреждениями.
Согласно разработанной схеме медицинского осмотра выделяются пять групп здоровья. К первой группе относятся дети и подростки, не имеющие хронических заболеваний, редко болеющие и имеющие нормальное физическое и нервно-психическое развитие, – это абсолютно здоровые дети. Вторую группу составляют дети и подростки, у которых тоже отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные или морфологические отклонения от нормы, а также часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Это здоровые дети с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. К третьей группе относятся лица с хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в стадии компенсации, с резкими обострениями хронического заболевания (больные в состоянии компенсации).
Четвертую группу составляют дети и подростки с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (больные в состоянии субкомпенсации). Пятую группу – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).
Изложенный подход используется для оценки здоровья индивидуумов. Здоровье населения в целом рассматривается как общественное здоровье и оценивается по другим критериям: рождаемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни (демографические показатели).
Состояние здоровья детей и подростков в нашей стране изучается в динамике учебного года и на протяжении более длинных отрезков времени (пятилетие, десятилетие,несколько десятилетий). Это позволяет выявить влияние социально-бытовых факторов жизни, характер социальной адаптации детей и подростков и тенденции к изменению состояния здоровья населения.
Приходится констатировать, что состояние здоровья детей и подростков в РФ имеет неблагоприятную тенденцию: уже в дошкольном возрасте 15–20% детей имеют хронические заболевания, около 50% – функциональные отклонения; 30–40% детей – отклонения в опорно-двигательном аппарате; 20% – со стороны носоглотки, у 30–40% детей выявлены невротические отклонения, у 10–23% – аллергические реакции, у 10–25% – отклонения в сердечно-сосудистой системе.
К моменту окончания школы 45% учащихся имеют те или иные хронические заболевания, 36% – морфофункциональные отклонения. Абсолютно здоровыми могут считаться 20–25% подростков, поэтому ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья имеют до 40% школьников, велико число допризывников с ограничениями к службе в армии.
Состояние здоровья детей и подростков неразрывно связано прежде всего с условиями жизни в семье и организацией учебно-воспитательной работы на всех ступенях обучения. Основные причины нарушения здоровья детей и подростков: перегрузка учебными занятиями, проведение их в неблагоприятных условиях учебной среды (не только санитарно-гигиенических условиях; важен характер взаимоотношений педагога с учащимся, не унижающий достоинство учеников, исключающий стрессовые ситуации), несоблюдение режима труда, режима дня, недостаточная двигательная активность, вредные привычки, несбалансированное питание. Неблагоприятное влияние на здоровье подростков – учащихся ПУ оказывает, кроме того, обучение в производственных условиях, не соответствующих гигиеническим требованиям, так как организм подростков чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным факторам окружающей среды (см.
Возрастные морфофункциональные особенности). Соблюдение гигиенических требований – значимый момент в комплексе мер, направленных на сохранение здоровья подрастающего поколения.
Лит.: Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопросы охраны материнства. 1973. № 7; Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. – М., 1982; Сердюковская Г.Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольном и школьном возрастах // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях / Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г.Л. Туровца. – М., 1991.
Л.А. Леонова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.