Защита психологическая

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психологическая защита
механизм бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Защита психологическая
явление, связанное со стремлением человека не допустить в сознание травмирующие личность переживания.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психол. комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.

Источник: Педагогический словарь

Защита психологическая
специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией З.п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. К защитным механизмам относятся вытеснение, проекция, рационализация, регресс, замещение, сублимация. Каждый из механизмов может быть эффективен до тех пор, пока он не становится препятствием на пути к личностному росту.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
некая совокупность бессознательных действий, направленных на восстановление нарушенного психического баланса и сохранение состояния адаптированности к условиям среды. Являясь нормальным механизмом здоровой психики, ее полезный эффект состоит в том, что человек обретает способность к осуществлению намеченного плана действий, несмотря на возможные трудности. Вредный эффект возникает в результате неадекватной (избыточной, болезненно обостренной) психологической защиты, когда человек оказывается закрытым не только для критики, но и для самокритики, когда он вопреки очевидным фактам, пребывает в искренней уверенности, что его сложности возникают гдето вовне, по воле других людей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Защита психологическая
специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, возникающего из-за попадания человека в конфликтную ситуацию. Эта система ограждает сознание от негативных, травмирующих личность переживаний при помощи специфических защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и пр. З.п. выступает как одно из проявлений взаимодействия военнослужащих с окружением, в ситуациях возможного или действительного неуспеха деятельности и реализации потребности быть полноценной личностью. Результатом ее работы является прекращение импульсов, провоцирующих чувство тревоги.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта; реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта. Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением иерархии этой системы, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. К механизмам психологической защиты обычно относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и др.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
функциональное образование в психике человека, возникающее в ответ на более или менее выраженную психическую травму и обеспечивающее некоторое сохранение внутреннего психологического комфорта (эмоциональной уравновешенности, сознания своей полноценности и т.п.). Термин «психическая травма» мы понимаем здесь в широком смысле, т.е. не обязательно как непременно болезнетворное (в медицинском смысле) воздействие, но как обстоятельство, выводящее человека из душевного равновесия. Это может быть информационная перегрузка в учебной деятельности, слишком резкое педагогическое порицание, стойкое непризнание в группе, оскорбление, та или иная форма реального или воображаемого неуспеха в жизни и деятельности и т.п. З.п. – это процесс и результат более или менее сознательного или стихийного, спонтанного переживания и «изживания» психической травмы. В функции З.п. может, например, выступать как бы автоматическое забывание («вытеснение» из сознания) некоторых неприятных обстоятельств, людей, искажение представлений о событиях и их причинах, мысленное обесценивание психотравмирующих обстоятельств (например, ярких успехов других людей, соперников), вымыслы («нас возвышающий обман», выражаясь словами поэта), приписывание событиям, людям несуществующих признаков, уход «с головой» в другую деятельность, отвлекающую от неприятных переживаний илиобеспечивающую успех для поддержания потребной самооценки и т.п. Например, учащийся, которому не удается добиться признания в качестве «хорошего ученика» в учебной группе (и тем самым удовлетворить важную человеческую потребность в одобрении, похвале окружающих) находит утешение, состояние внутреннего комфорта в полукриминальной (девиантной) группе сверстников, которые развлекаются тем, что по вечерам бьют стекла мерзлой картошкой в жилых домах (наш «непризнанный» здесь приобрел высокий статус «меткого стрелка»).
З.п. может иметь не обязательно негативный оттенок, как в приведенном выше примере. Скажем, переосмысление притязаний на успех и выработка реалистического плана работы над собой тоже может рассматриваться как механизм З.п. (ученик, положим, признал, что сейчас нет оснований рассчитывать на позицию «хорошего ученика», но наметил план устранения «пробелов» в своей подготовке, рассчитанный на несколько месяцев; этот образ его деятельного будущего тоже может рассматриваться как средство психологической «обороны» от неприятных переживаний, связанных с неудовлетворяющим его в данный момент положением в учебной группе). В некоторых случаях нагромождение разного рода стихийно сложившихся психологических защит приводит к сильным деформациям личности человека (к появлению, например, лживости, высокомерия и т.п.) вплоть до состояний, требующих серьезного педагогического, психотерапевтического вмешательства (см. Адаптационный синдром).
В полезной функции З.п. могут выступать и некоторые профессиональные «заповеди», нормы профессиональной морали, убеждения. В особенности это касается тех случаев, когда работа специалиста не случайно связана с обстоятельствами и событиями, имеющими для большинства людей психотравмирующее значение (например, медицинскому работнику, служителю культа приходится чаще, чем многим другим людям, сталкиваться с фактами смерти людей; инженеру по технике безопасности – с производственными авариями, увечьями; юристу – с тяжкими преступлениями, суровыми приговорами и средствами их исполнения и т.п.). В каждом случае здесь в ходе профессиональной подготовки выстраиваются целые системы убеждений, доводов, моральных оправданий и самоуспокаивающих соображений, позволяющих людям сохранять в их нелегкой работе необходимое душевное равновесие.
Лит.: Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3; Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4; Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. – М., 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.