ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
деятельность преподавателя, направленная на обеспечение прочности усвоенных знаний и умение применить их на практике; осуществляется на всех этапах обучения. Наиболее типичными методами и формами закрепления являются: лекции обобщающего характера, беседы по ранее изученному материалу, обзорные доклады и сообщения, рефераты, различные формы работы с учебником, книгой; виды закрепления: воспроизводящее, тренировочное, творческое.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Прием обучения, имеющий целью повторение пройденного материала. На занятиях по языку является необходимым условием сохранения и упрочения сформированных навыков и умений. Наиболее типичными методами и формами З. являются беседы, лекции обобщающего характера, обзорные доклады, рефераты, сообщения учащихся, а на занятиях по практике языка – применение знаний, навыков и умений при ответах на вопросы, выполнении упражнений, лабораторных и практических работ. Целью З. является повторение, которое необходимо для систематизации и обобщения полученных знаний и умений, а также проверка знаний, навыков, умений преподавателем.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
знаний, навыков, умений – составная часть, звено учебного процесса.
Одним из важных средств З. знаний и изучения способов деятельности является их воспроизведение учащимися в процессе различных видов повторения (текущего, обобщающего, итогового). В ходе такого З. учащиеся не только воспроизводят знания в таком виде, в каком они были усвоены первоначально, но и вносят в них большую ясность, точность и полноту. Благодаря установлению тесных и четко принимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит совершенствование знаний и умений, т.е. их обогащение, расширение, углубление, формирование новых способов деятельности.Поэтому термины «З.» и «совершенствование» употребляются, как правило, совместно.
З. и совершенствование знаний и способов деятельности происходит также в процессе их применения. Применение специальных и общетехнических знаний следует рассматривать с двух сторон. Прежде всего это применение теоретических знаний в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся.
Другое направление применения знаний – использование их в чисто учебных целях. Полученные знания и изученные способы деятельности в ходе учебного процесса «пускаются в оборот». На основе полученных знаний учащиеся выполняют различные упражнения (решают задачи, работают с карточками-заданиями, составляют схемы, разрабатывают технологические процессы и т.д.), выполняют лабораторно-практические работы, домашние задания. В процессе такого применения знания обогащаются, расширяются, совершенствуются, отрабатываются изученные способы деятельности, у учащихся формируются навыки и умения применения знаний для решения различных учебных и учебно-производственных задач, навыки и умения умственного труда. Знания, таким образом, становятся средством углубления полученных и приобретенных новых знаний.
Все это – система повторения, упражнения, лабораторно-практические работы, З. знаний, навыков и умений учащихся в процессе изучения предметов теоретического обучения.
В процессе производственного обучения З. и совершенствование профессиональных навыков и умений происходит в ходе выполнения постепенно усложняющихся учебно- производственных работ комплексного характера, практически в течение всего процесса обучения (см. Производственное обучение; Профессиональное мастерство; Упражнения в процессе производственного обучения; Урок производственного обучения в учебной мастерской).
Лит.: Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. – М., 1987; Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981.
В.А. Скакун
Одним из важных средств З. знаний и изучения способов деятельности является их воспроизведение учащимися в процессе различных видов повторения (текущего, обобщающего, итогового). В ходе такого З. учащиеся не только воспроизводят знания в таком виде, в каком они были усвоены первоначально, но и вносят в них большую ясность, точность и полноту. Благодаря установлению тесных и четко принимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит совершенствование знаний и умений, т.е. их обогащение, расширение, углубление, формирование новых способов деятельности.Поэтому термины «З.» и «совершенствование» употребляются, как правило, совместно.
З. и совершенствование знаний и способов деятельности происходит также в процессе их применения. Применение специальных и общетехнических знаний следует рассматривать с двух сторон. Прежде всего это применение теоретических знаний в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся.
Другое направление применения знаний – использование их в чисто учебных целях. Полученные знания и изученные способы деятельности в ходе учебного процесса «пускаются в оборот». На основе полученных знаний учащиеся выполняют различные упражнения (решают задачи, работают с карточками-заданиями, составляют схемы, разрабатывают технологические процессы и т.д.), выполняют лабораторно-практические работы, домашние задания. В процессе такого применения знания обогащаются, расширяются, совершенствуются, отрабатываются изученные способы деятельности, у учащихся формируются навыки и умения применения знаний для решения различных учебных и учебно-производственных задач, навыки и умения умственного труда. Знания, таким образом, становятся средством углубления полученных и приобретенных новых знаний.
Все это – система повторения, упражнения, лабораторно-практические работы, З. знаний, навыков и умений учащихся в процессе изучения предметов теоретического обучения.
В процессе производственного обучения З. и совершенствование профессиональных навыков и умений происходит в ходе выполнения постепенно усложняющихся учебно- производственных работ комплексного характера, практически в течение всего процесса обучения (см. Производственное обучение; Профессиональное мастерство; Упражнения в процессе производственного обучения; Урок производственного обучения в учебной мастерской).
Лит.: Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. – М., 1987; Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.