ЗАКОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Найдено 1 определение
ЗАКОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
наиболее общие, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между компонентами педагогических систем, процессов или ситуаций, позволяющих исследовать и описывать подготовку личности к профессии (например, закон опережающей роли воспитания, образования, обучения рабочих в повышении эффективности производства и экономики; закон соединения обучения с производительным трудом учащихся; закон достаточного разнообразия форм подготовки рабочих и др.). Законы профессиональной педагогики разработаны заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом РАО С. Я. Батышевым. К ним относятся:
1. Знание типов производства, для которых осуществляется подготовка рабочих. По типу производства определяется производственный профиль рабочего. В зависимости от производственной программы (номенклатуры и характера изготовляемых изделий, их выпуска в течение года и иных технических и экономических условий) все разнообразные производства условно подразделяются на три основных типа (вида): единичное (индивидуальное), серийное и массовое. Каждый тип производства имеет свои производственные и технологические процессы, характерные особенности, определенную форму организации труда. На одном и том же предприятии и даже в одном цехе могут существовать различные типы производства, т. е. различные детали могут изготовляться по разным технологическим принципам: в одних случаях – по технологии единичного производства, в других – массового, в третьих – серийного и т. д. Профессионально-квалификационная структура рабочих, содержание их труда при разных типах производства складываются по-разному. Индивидуальное производство по своему характеру является универсальным, охватывает разнообразные типы изделий широкой номенклатуры, приспособлено к выполнению разнообразных заданий и требует от рабочего умений налаживать станки, устанавливать детали и инструмент, пользоваться измерительными инструментами общего назначения, поэтому его квалификация должна быть высокой. Серийное производство занимает промежуточное положение между индивидуальным и массовым. Оно характеризуется изготовлением изделий сериями или партиями, состоящими из одноименных, однотипных по конструкции и одинаковых по размерам изделий, поэтому квалификация рабочего может быть ниже. Весь технологический процесс расчленен на отдельные операции, которые закреплены за определенным оборудованием. Работы по обслуживанию оборудования: осмотр, наладка и подналадка, проверка точности, мелкий ремонт – выполняются наладчиками и ремонтниками. Массовое производство характеризуется выпуском одинаковых изделий, непрерывным выполнением на рабочих местах одних и тех же постоянно повторяющихся операций. Оно может быть поточным и непоточным. При поточном производстве операции обработки или сборки изделия закреплены за определенными рабочими местами, которые расположены в порядке выполнения операций, а обрабатываемая заготовка передается с одной операции на другую без задержки, детали движутся беспрерывно. При непоточном производстве технологические операции выполняются также на определенных рабочих местах, расположенных в порядке операций, но время выполнения отдельных операций может быть различным.
2. Знание уровня механизации и автоматизации производственных процессов. По уровню механизации и автоматизации производственных процессов определяется содержание труда рабочих.
3. Знание степени непрерывности технологических процессов. По степени непрерывности технологических процессов определяются формы организации труда: коллективная и индивидуальная.
4. Знание состояния организации труда. По состоянию организации труда определяются обязанности рабочих. Речь идет об установлении широты закрепленных за рабочим и специалистом работ, методах, которые он применяет в своей производственной деятельности, технологических процессах, в которых он принимает участие, действиях, которые он осуществляет, частоте совершения этих действий, их значении для повышения производительности труда.
5. Знание состава оборудования и применяемых в процессе труда предметов труда. По знанию состава оборудования и применяемых предметов труда определяется специализация рабочих. Выполнение рабочим или специалистом на том или ином предприятии производственных функций зависит от уровня развития техники, от того, использует ли он в процессе труда машинную или автоматизированную технику, что и определяет диапазон, широту профиля, разносторонность или односторонность его практических навыков и умений.
6. Знание федерального и регионального компонентов содержания начального профессионального образования (см. Федеральный компонент стандарта профессионального образования).
7. Знание основ взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся. Сущность этой подготовки заключается в том, что она охватывает как учебную, так и трудовую (внеучебную) деятельность учащихся. Из всего многообразия явлений жизни преподаватели общеобразовательных и специальных предметов и мастера производственногообучения, не нарушая логики учебных программ (предметов), выбирают те задачи, которые учащиеся будут выполнять в процессе предстоящей работы в учебной мастерской либо на том или ином предприятии. В этом случае общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов и производственного обучения, но и способствуют повышению уровня профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов и производственное обучение помогают учащимся закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Речь идет не о насыщении уроков общеобразовательных предметов материалом профессионального цикла и не о том, чтобы наполнить уроки профессионально-технического цикла материалом общеобразовательных предметов, а о синтезе знаний, навыков и умений по разным предметам. Новое качество политехнической подготовки учащихся – формирование системы знаний об общих научных основах производства на базе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профтехцикла, а также соответствующих навыков и умений.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005