ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ
Как известно, закон – это наиболее общее понятие, отражающее существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Выявить законы педагогики можно со следующих позиций. Результатом образовательной деятельности обучающегося в каждый момент является в общем виде приобретаемый им новый жизненный опыт. Рассмотрим теперь в качестве основания классификации законов педагогики объекты/субъекты – источники этого нового жизненного опыта обучающегося. Их четыре: объективная реальность; педагог (педагоги); предшествующий опыт обучающегося и, наконец, сам обучающийся. Возникает система отношений:
- новый опыт – объективная реальность;
- новый опыт – педагог;
- новый опыт – предшествующий опыт обучающегося;
- новый опыт – сам обучающийся. Таким образом, выстраиваются четыре закона педагогики (Рис. 5);

- закон наследования культуры;
- закон социализации;
- закон последовательности;
- закон самоопределения. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ
основные закономерности воспитания как общественного явления, на которые опирается и из которых исходит педагогическая наука. Основным законом воспитания является закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, действовать односторонне, стихийно в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств. Основной закон ориентирует общественное воспитание на подготовку производительных сил и осуществление жизнедеятельности в системе конкретных общественных отношений.
Для реализации его требований в обществе возникает и действует общественный и государственный педагогический процесс, создаются различные типы школ. Подрастающее поколение вводится в систему социальных отношений, зависимостей и присваивает необходимый для жизни опыт. На базе действия основного закона воспитания общество одновременно решает проблему подготовки производительных сил и духовнонравственного воспитания и развития человеческой личности. С основным законом воспитания органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов образования, обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества, его духовной, социальной и культурной сфер. В связи с потребностями социально-экономического характера старшие поколения всегда включали в содержание образования и воспитания подрастающего поколения прежде всего те знания, навыки и умения, которые обеспечивают главное – поддержание жизни, производство материальных благ и воспроизводство культуры. Пренебрежение требованиями этого закона, например исключение общетрудовой подготовки из общеобразовательной системы, непременно приводит к сдерживанию развития личности и производства. Объективным законом педагогики является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, их деятельности в различных жизненных ситуациях, конфликтах, процессах.
Данный закон нашел свое выражение в требовании обязательного соединения воспитания, образования и обучения с производительным трудом, с жизнью общества. А. С. Макаренко и И. Ф. Козлов выражали этот закон формулой «параллельного педагогического действия». Каждое явление, утверждали они, помимо своего непосредственного жизненного значения имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, педагогически продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно направленные. Педагогическое обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм жизни учащихся способствуют развитию педагогической науки. В свою очередь, педагогические отношения, воспитывающие в духе высокой нравственности, реализованные в среде обретающих профессию подростков и юношей, по мере становления их взрослыми людьми влияют на совершенствование общественных отношений и человека в целом. Объективный процесс формирования человека как биосоциального существа с точки зрения педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования личности в результате ее активного внутреннего и внешнего самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогический закон нашел подтверждение в философии и психологии, установивших ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств личности ребенка (Г. В. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, С. А. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Еще один объективный закон воспитания и педагогики как науки о нем – это закон гармоничного развития всех сущностных природных и духовных сил личности, ее общепсихической, интеллектуальной, физической, физиологической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи полноценного, безущербного развития человека.
Психосоматическое развитие личности осуществляется в первую очередь благодаря естественной потребности социально-экономической и общественной духовной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, прочной духовно-нравственной основой, богатой эмоционально-волевой сферой, развитых в физическом, действенно-практическом, профессиональном плане, обладающих потребностью в творчестве. Вечность и необходимость воспитания как общественного явления отражается в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие проявляется в любой конкретно-исторической, общественно-экономической ситуации. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей независимо от степени и глубины их осознания в качестве объективной необходимости. Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики как науки, все более глубокое проникновение в сущность каждого ее объективного закона создают возможности для своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства, культуры, духовно-нравственных начал и образованием, обучением, воспитанием молодежи; требованием полноценного общего и профессионального развития учащихся и научной организацией педагогического процесса.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Педагогика по законам музыкального искусства

Солопанова Ольга Юрьевна
В статье рассмотрено ценностное значение высокой музыки, проведен музыковедческий анализ в аспекте проблематики музыкального образования; дана содержательная характеристика приоритетных целей и развивающих задач современного музык
Читать PDF

Закон Йеркса-Додсона в педагогике и анализ инверсивных отношений

Севостьянов Дмитрий Анатольевич, Гайнанова Алиса Рифкатовна, Лисецкая Елена Вениаминовна
В статье рассматривается закон Yerkes-Dodson, который описывает отношения стимуляции и эффективности научения. В статье показано, что данный закон имеет универсальный характер.
Читать PDF

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования.
Читать PDF

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом стратегии развития образования Российской академии образования.