Закономерности процесса обучения военнослужащих
Закономерности процесса обучения военнослужащих (общие)
закономерности, охватывающие своим действием весь процесс обучения: -закономерность цели обучения (цель обучения обусловлена уровнем и темпами развития Вооруженных Сил; их потребностями и возможностями; уровнем развития и возможностями военно-педагогической науки и практики); -закономерность содержания обучения (содержание обучения связано с социальным заказом (потребностями) и целями обучения; темпами социального и научно-технического прогресса; индивидуальными возможностями обучаемых; материально-техническими возможностями вуза, части (корабля); -закономерность качества обучения (эффективность каждого нового этапа обучения продиктована характером и объемом изучаемого материала; организационно-педагогическим воздействием на обучающих; временем и продуктивностью обучения); -закономерность методов обучения (эффективность дидактических методов зависит от таких факторов, как знания, навыки, умения в применении методов; цель обучения; его содержание; учебные возможности обучаемых; материально-техническое обеспечение; организация учебного процесса); -закономерность управления обучением (продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в процессе обучения, обоснованности корректирующих воздействий и взаимодействий).
Источник: Военная педагогика
Закономерности процесса обучения военнослужащих (специфические)
закономерности, действие которых распространяется на отдельные компоненты процесса обучения. Их условно можно разделить на группы: -собственно дидактические (обобщают собственно дидактические содержательно-процессуальные характеристики процесса обучения); -учебно-познавательные (определяют особенности познавательной деятельности военнослужащих); -психологические, включающие индивидуально-психологические и социально-психологические (относятся к особенностям влияния индивидуальных и групповых психических явлений на деятельность, личность военнослужащего и воинские коллективы в процессе обучения); -организационные (отражают зависимость процесса обучения от управления этим процессом, его организации, деятельности командиров, начальников, преподавателей). Собственно дидактические закономерности процесса обучения военнослужащих: -результаты обучения военнослужащих прямо пропорциональны его продолжительности (чем дольше обучение, тем выше результат); -результаты обучения прямо пропорционально зависят от уровня осознания и принятия целей обучения (более высоких результатов достигнут военнослужащие, осознавшие важность и значимость обучения и его целей для себя, общества, государства); -результаты обучения зависят от степени включенности военнослужащего в соответствующую учебно-боевую, военно-профессиональную деятельность (чем в большей степени военнослужащий включен, активно выполняет эту деятельность, тем выше уровень его подготовленности в данной области); -результаты обучения военнослужащих зависят от применяемых методов, средств и форм (для достижения результата необходимо оптимальное сочетание и соотношения методов, средств и форм обучения); -продуктивность подготовки зависит от интенсивности участия военнослужащих в разрешении посильных и значимых для них учебных, служебных, военно-профессиональных проблем; -результаты обучения военнослужащих зависят от педагогического мастерства и личностных особенностей военных педагогов (одинаковые системы, технологии, методики обучения у офицеров (педагогов), имеющих различия в уровне педагогического мастерства и отличающихся по личностным качествам, будут давать неодинаковые результаты: более высоких результатов в обучении достигнут педагоги с более высоким уровнем педагогического мастерства и с большей степенью сформированности профессионально-важных качеств). Учебно-познавательные закономерности процесса обучения военнослужащих: -результаты обучения прямо пропорциональны умению военнослужащих учиться; обученность прямо пропорциональна обучаемости; -продуктивность усвоения знаний, навыков, умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний, навыков, умений; -продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности военнослужащих; -продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения. Психологические закономерности процесса обучения а) индивидуально-психологические: -продуктивность обучения прямо пропорциональна мотивации, интересу военнослужащего к учебной деятельности, его индивидуальным склонностям; -продуктивность обучения зависит от учебных возможностей, способностей военнослужащего; -результат усвоения конкретного материала зависит от способности конкретного военнослужащего к его овладению; -продуктивность обучения, учебной, мыслительной, физической деятельности зависит от интенсивности ее выполнения; -продуктивность обучения зависит от уровня интеллекта, развития качеств мышления военнослужащего; -продуктивность деятельности зависит от уровня сформированно-сти умений и навыков; б) социально-психологические: -развитие военнослужащего обусловлено развитием других людей, с которыми он находится в прямом или косвенном общении; -продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов между военнослужащими; -эффективность обучения зависит от общего интеллектуального уровня коллектива, интенсивности взаимообучения; -эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием; -эффективность обучения зависит от качества общения педагога с обучающимся; дидактогения (грубое отношение педагога к обучающемуся) ведет к снижению эффективности обучения группы, каждого обучающегося в отдельности. Организационные закономерности процесса обучения: -качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом; -эффективность процесса обучения зависит от его организации. Организация обучения должна развивать у военнослужащих потребность учиться, формировать познавательные интересы, приносить удовлетворение, стимулировать познавательную активность; -качество подготовки зависит от эффективности контроля; -результаты обучения зависят от работоспособности обучающихся; -результаты обучения зависят от работоспособности обучающего; -эффективность управления находится в прямой зависимости от количества и качества управляющей информации, состояния и возможности адресатов воспринимать и выполнять управляющие воздействия; -эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи; -продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.
Источник: Военная педагогика