ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Найдено 1 определение
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
(инструктирование) – элемент организационной структуры урока производственного обучения; обучающая деятельность мастера производственного обучения на завершающем этапе урока.
Основная дидактическая цель З.и. – на основе анализа успехов и недостатков проведенного урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Проводя З.и., исходят из следующих посылок: З.и. – это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; З.и. – это коллективная форма работы мастера с учащимися. Чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит.
На З.и. обычно выносятся следующие основные вопросы: сообщение о выполнении цели урока; подведение итогов урока и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами; подведение итогов соревнования; сообщение оценок; разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени; сообщение темы следующего урока; выдача домашнего задания.Для повышения эффективности проведения З.и. руководствуются следующими правилами- рекомендациями:
на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока, т.е. чему научились учащиеся;
придавать З.и. обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации группы на лучшие учебно-производственные успехи; широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Лит.: Ажикин Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. – М., 1987; Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. – М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.