ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (ИНСТРУКТИРОВАНИЕ)

Найдено 1 определение
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (ИНСТРУКТИРОВАНИЕ)
1) Элемент организационной структуры урока производственного обучения. 2) Обучающая деятельность мастера производственного обучения на завершающем этапе урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков проведенного урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи. Проводя заключительный инструктаж, исходят из следующих посылок: заключительный инструктаж – это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; заключительный инструктаж – коллективная форма работы мастера с учащимися. Чем активнее мастер вовлекает учащихся в проведение инструктажа, тем эффективнее он проходит. Заключительный инструктаж обычно включает: сообщение о выполнении цели урока; подведение итогов урока и анализ выполнения учебнопроизводственных заданий группой и ученическими бригадами; подведение итогов соревнования; сообщение оценок; анализ типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения учащимися правил техники безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени; сообщение темы следующего урока; выдачу домашнего задания. Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа руководствуются следующими правилами-рекомендациями:
на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т. е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
вовлекать учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации группы на достижение более высоких учебно-производственных результатов; широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
анализ итогов урока проводить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005