ЗАЯВЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАЯВЛЕНИЕ
Вид письменного сообщения. Официальное обращение (просьба), апеллирующее к получателю речи и рассчитанное на максимальное содействие.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЗАЯВЛЕНИЕ
речевой жанр официально-делового стиля кон-статирующе-ходатайствующего характера. Текст заявления содержит следующие части: 1) адресат (к кому обращаются); 2) заявитель; 3) наименование документа; 4) содержание заявления; 5) подпись заявителя; 6) дата. Лит.: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования. — М., 1997. Л. Г. Антонова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ЗАЯВЛЕНИЕ
1. Официальное сообщение в устной или письменной форме, напр.: Заявление Центрального банка РФ по поводу ситуации в банковской группе «СБС-АГРО» (РГ. 01.09.1998 г.); Заявление официального представителя МИД России (официальный сайт Министерства иностранных дел РФ). 2. Документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) и адресованный учреждению или должностному лицу.
З. по кадровым вопросам (о приёме на работу, увольнении, о предоставлении отпуска и т.д.), как правило, пишутся от руки, в произвольной форме, на бумаге формата А4 (это формат листов личного дела, в которое подшивается З.) или на трафаретном бланке, разработанном на предприятии. Некоторые виды З. (напр., З. о предоставлении отпуска по беременности и родам) должны содержать в тексте указание на наличие необходимых документов. Соответствующие документы предоставляются на рассмотрение вместе с З.
З. содержит следующие основные элементы (реквизиты):
(1) адресат (должностное лицо, полномочия которого позволяют выполнить просьбу автора З.) — наименование должности, фамилия, инициалы лица, которому адресовано З., — в дательном падеже (пишется в правом верхнем углу),
(2) адресант — наименование должности, фамилия, имя, отчество заявителя (адресанта) — в родительном падеже с предлогом или без него (после слова заявление ставится точка, если нет предлога от [Культура устной и письменной речи... 1997: 108] (пишется ниже адресата);
(3) наименование документа (посредине строки);
(4) основной текст (формулировка просьбы, жалобы, предложения), в котором может быть изложена краткая аргументация существа дела: причина написания заявления, основания для положительного решения вопроса, конкретные сроки и условия желательного варианта решения, напр.: В связи с необходимостью подготовки к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук, которая назначена на 26 сентября 2011 года, прошу предоставить отпуск за свой счет с 15 по 25 сентября 2011 года;
(5) дата, напр.: 30.06.98 или 30 июня 1998 г. (по левому краю),
(6) подпись заявителя (на той же строке, что и дата, но по правому краю).
Если З. личное (от частного лица в организацию), то после фамилии, имени и отчества заявителя указывается домашний адрес и телефон.
В служебном З. (от должностного лица более высокому по рангу должностному лицу) принято иное расположение реквизитов: адресант указывается слева, адресат — справа (элементы адреса указываются в последовательности, установленной Почтовыми правилами); далее — слева наименование документа и ниже дата его составления, после чего идёт основной текст З.; на отдельной строке — подпись заявителя.
Особый характер имеет исковое заявление в суд (см. [Образцы заявлений и жалоб по гражданским делам 1992]).
Ключевое слово этого документа — глагол прошу (+ инфинитив). Аргументация вводится при помощи конструкций: учитывая (что?); в связи с тем, что...; на основании того, что...; потому что... и т.п.
В З. не принято употреблять архаизмы; сей (= этот), дабы (= чтобы), буде (= если) и т.п. Устаревшие слова предпочтительнее заменять другими, если это не наносит ущерб содержанию. Не используются также слова весьма, убедительно, заранее признателен и т.п., что не характерно для канцелярских текстов официально-делового стиля (см. Официально-деловой стиль)
Лит.: Андреева В.И. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ). М., 2001; Кирсанова М.В., Аксёнов Ю.М. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления. М., Новосибирск, 1998; Культура русской речи: учеб. пособие. М., 1998; Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997; Образцы заявлений и жалоб по гражданским делам / сост.: З.А. Кардакова, Т.Н. Малая, Н.П. Подольная, С.В. Родина. Саранск, 1992; Организация общего и кадрового делопроизводства. Часть 1. Организация делопроизводства. Киев, 1993; Смелкова З.С. Деловой человек: культура делового общения. М., 1997; Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. М., 2004; Фельзер А.Б., Миссерман М.А. Делопроизводство. Киев, 1988.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.