ЗАИP

Найдено 1 определение
ЗАИP
Zaire), Республика 3 а — и р, гос-во в Центр. Африке. Пл. 2345,5 тыс. км2. Нас. св. 34,7 млн. чел. (1989), гл. обр. народы банту. Офиц. яз. — французский. Столица — Киншаса.
В колон. период 97,3% школ принадлежали католич. миссиям. Общей для всех учащихся была 2-летняя школа (1-я ступень). После ее окончания уч-ся поступали в 3-летнюю, т. н. обычную, школу, или 4-летнюю, т. н. школу по отбору (для способных). К сер. 20 в. формально 71% детей шк. возраста было охвачено нач. обучением, однако фактически для большинства детей образование ограничивалось двумя классами нач. школы. Накануне завоевания независимости (1960) 75—80% нас. было неграмотным, из 15,9 тыс. нач. школ 12,4 тыс. были школами 1-й ступени. Нач. школы 1-й ступени посещало 1049,6 тыс. уч-ся, а в 6-м кл. нач. школы обучалось 45 тыс. детей. Существовало 3 типа ср. школ, куда дети поступали из 3-летней или 4-летней нач. школы 2-й ступени: 4-летние (готовили мелких служащих, помощников учителей для 1-й ступени нач. школы); специализированные 6-летние, состоящие из 2 циклов по 3 года каждый (общеобразоват. и спец. — землемерный, коммерч., пед. и др.); 6-летние общеобразоват. школы, окончание к-рых открывало путь в вузы. Преподавание в нач. школах велось на местных языках, в ср. школе — на франц. яз., что делало ее практически недоступной для африканцев. За 1876- 1960 лишь 2 тыс. африканцев получило ср. образование.
После провозглашения независимости пр-во П. Лумумбы приняло ряд мер по демократизации и секуляризации образования. Школа была отделена от церкви, деятельность духовенства ограничивалась преподаванием религии. Началась кампания по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Было положено начало реформе нач. и ср. школы, развитию высш. образования, подготовке кадров нац. специалистов. В 1968 введено обязат. бесплатное обучение (для детей с 6 лет). Базовым уровнем образования признано окончание 1-й ступени ср. школы (2 года после 6-летнего нач. обучения). С кон. 70-х гг. обучение на 1-й ступени ср. школы стало платным. Реформа 1986 подтвердила обязат. обучение детей с 6 лет и уравняла в правах гос. и частные уч. заведения. В 1985 30% взрослого гор. и 47% сел. нас. было неграмотным.
Современная система образования включает дет. сады (для детей 3—5 лет, гл. обр. частные), гос. и частные нач. и ср. школы, проф. уч. заведения, учреждения послесреднего образования и вузы. Нач. школа — 6-летняя. Обучение в ср. школе ведется дифференцированно на гуманитарном (сроком до 6 лет), пед. (до 6 лет), естеств. (до 5 лет) и техн. (до 3 лет) отделениях. Все отделения открывают путь к высш. образованию. Обучение в нач. и ср. школе ведется на франц. яз., преподаются местные языки. В 1987 насчитывалось св. 11,1 тыс. нач. школ (114 тыс. преподавателей), св. 4,1 тыс. ср. школ (ок. 58,7 тыс. преподавателей). Лишь 10% выпускников нач. школы продолжают учиться в средней, лишь 30% учащихся ср. школы получили аттестат зрелости. В 1987 в ср. школах обучалось 983,4 тыс. уч-ся. 45% учителей ср. школы — иностранцы (в старших классах — более 90%). Кроме гос. школ имеются частные, а также школы, находящиеся под контролем раз л. ре лиг. общин. В 1983—87 создано 30 нач. и 17 ср. частных школ.
Профессиональное обучение осуществляется на базе нач. школы в течение 2- 3 лет, а также в полных ср. спец. школах и в техникумах. В 1986 уч. г. в системе проф. образования было св. 227 тыс. уч-ся.
Все вузы объединены в нац. ун-т 3. Его крупнейшие отделения (1989): 7 в Киншасе (осн. в 1954; 6 ф-тов, 5,8 тыс. студентов), в Кисангани (1963; 4 ф-та, ок. 2,5 тыс. студентов), в Лубумбаши

Источник: Российская педагогическая энциклопедия