ЗАИКАНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАИКАНИЕ
нарушение ритма и плавности речи с преимущественным нарушением коммуникативной функции.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Заикание
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть клоническими, тоническими, смешанными и локализоваться в разных отделах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги).

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Заикание
сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, 3. возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легковозбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов – клоническое 3., сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи – тоническое 3.; часто отмечается смешанная форма 3. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ЗАИКАНИЕ
нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от 3. Для 3. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-пе-реход, па-папароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица и органов речевого аппарата.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Вызывающая причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), что приводит к нарушению регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, астенический синдром, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз – невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является активное или пассивное подражание неправильной речи окружающих.
Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего преодолевать с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией специальных условий и специального речевого режима, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Заикание
нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения с людьми. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и другие формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от З. Для З. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр., п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица. Чаще всего возникает З. в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина З. связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т.д.), вызывающими нарушение регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т.п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. З. может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т.д. В некоторых случаях причиной З. является подражание неправильной речи окружающих. Для предупреждения З. не следует перенасыщать речевой запас ребенка лексикограмматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения З. Лучше всего бороться с З. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д. Исправление З., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, – задача логопедии. Если же З. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов невроза, то необходимо лечение у психоневролога.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЗАИКАНИЕ
нарушение ритма и плавности речи с преимуществ, нарушением коммуникативной функции; вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата. По типу судорог различают 2 формы 3.: клоническую (следующие друг за другом кратковрем. сокращения мышц приводят к повторению первых звуков или слогов слова) и тоническую (сильное длит. сокращение мышц приводит к задержке речи). Часто встречаются смешанные формы. Нередко к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица, конечностей, вызывая т. н. сопутствующие движения.
Причины 3. изучены недостаточно. Полагают, что в его основе лежит нарушение деятельности ЦНС после психич. травмы на общем невротич. фоне. Возникает 3. в раннем детстве (от 2 до 5 лет) в период формирования речи, чаще у легковозбудимых, нервных детей. Нередко чрезмерное форсирование родителями развития речи ребенка при недостаточно сформированном звуковом и лексико-грамматич. ее оформлении приводит к перегрузке речевой функции. На таком фоне испуг, наказание и др. травмирующие психику ребенка факторы могут спровоцировать 3. Способствующим его возникновению фоном служит физич. ослабленность. Увеличение нервной и психич. нагрузки, напр. при поступлении в школу, провоцирует обострение 3. Ухудшение наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, т.е. в период Значит. перестройки всего организма и гл. обр. нервной системы.
Затруднения в речевом общении при 3. отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают нарушение эмоционально-волевой сферы, приводят к изменениям характера.
Коррекция 3. — одна из задач логопедии; наиб. эффективна в дошк. возрасте. Исправление речи заикающегося ребенка достигается путем постепенного развития свободного от запинок навыка речевого общения в процессе игровой и др. видов деятельности, освоения программы дет. сада. В отличие от ранее применявшихся механич. тренировок используются приемы, направленные на развитие самостоят. форм речи. Предусматривается также коррекция познават. процессов и формирование положит. личностных качеств. Исправление 3. у школьников осуществляется в логопедич. стационарах и лого-педич. пунктах при общеобразоват. школах. Иногда 3. проявляется у детей, имеющих нек-рое недоразвитие речи (отклонение в развитии словаря, грамматич. строя, звукопроизношения). В таких случаях коррекция проводится в спец. школах для детей с нарушениями речи.
Лит.: Чевелева Н. А., Исправление заикания у детей. Ми964; Преодоление заикания у дошкольников, под ред. Р. Е. Левиной, М., 1975; Ястребова А. В., Коррекция заикания у учащихся общеобразоват. школы, Ми980; Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. (Программы для спец. дошк. учреждений), М., 1983; Волкова Г. А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983; Заикание у подростков, сост. М. И. Буянов, М., 1989. Г. В. Чиркина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЗАИКАНИЕ
нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса. По типу судорог различают три формы З.: клоническую (наиболее ранняя и легкая форма, при которой непроизвольно повторяются буквы и слоги), тоническую (наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова, сопровождающиеся судорожными движениями мышц лица, напряжением шеи, сжиманием пальцев - т.н. сопутствующие движения) и смешанную. Степень проявления З. зависит от сложности речевой коммуникативной деятельности и ситуаций общения. Оно менее выражено в стихотворной речи, при пересказе знакомого текста, в общении с близкими людьми. У ребенка постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает З. и негативно влияет на процесс общения. Фиксация на дефекте приводит к развитию невротических расстройств, к появлению речевых уловок (эмболофразия - добавление стереотипных слов или звуков для мнимого облегчения речевого акта) и др. Наибольшей выраженности З. достигает в пубертатном периоде развития (см.Пубертатный скачок роста). В клинической практике различают две формы З.: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Причиной появления невротической формы З. являются негативное воздействие внешней среды, психические травмы. Еще до появления З. у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптивных возможностей организма. Речь развивается рано - в 1,5-2 года накапливается словарный запас, формируется грамматический строй речи с построением сложных синтаксических конструкций, в то же время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. В этот период возникает З., которое носит обычно волнообразный характер. С возрастом у детей формируются логофобия и трудности общения. Неврозоподобная форма встречается реже и отличается большей стабильностью проявлений. Наблюдаются явления раннего диффузного органического поражения мозга, некоторая задержка моторных функций, гиперкинезы, двигательная расторможенность. Голосовые реакции продуцируются несколько сиплым голосом, мало интонированы. Появление слов и фразовой речи задерживается до 3-3,5 лет. З. возникает в период становления фразовой речи. В старшем дошкольном возрасте у детей обнаруживается отставание смысловой и структурной организации речевой деятельности. Возникновению З. способствует ряд факторов: наличие речевой патологии у членов семьи, перегрузка ребенка информацией и завышенные требования к речевому общению, двуязычие в семье, контакт с заикающимися, психические травмы и др. Устранять З. необходимо в дошкольном возрасте. Комплексный метод включает медико-педагогические, медикаментозные, психотерапевтические, логопедические и логоритмические мероприятия. Разработаны различные логопедические методики по устранению З. Помощь детям, страдающим З., оказывают логопедические кабинеты, детские сады, специализированные стационары, санатории и пр. См. также Логопедия

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Борисова Елена Альбертовна
В статье рассматриваются особенности речевого развития заикающихся детей дошкольного возраста, показаны направления и результаты логопедической работы по преодолению заикания у детей с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
0.00 байт

Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Борисова Елена Альбертовна
В статье раскрывается педагогическая технология устранения заикания у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, доказывается ее необходимость и эффективность применения.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование произвольной регуляции речевой деятельности дошкольников с заиканием в процессе рисован

Карасева Е. Г.
Рассматривается проблема формирования произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Репина Зоя Алексеевна, Борисова Елена Альбертовна
Статья посвящена проблеме изучения особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с заиканием. Представлены результаты экспериментального изучения уровней развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заикани

Карасёва Елена Геннадьевна
Статья посвящена изучению произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.
Читать PDF
0.00 байт

Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «Аир»

Миссуловин Леон Яковлевич, Юрова Мария Сергеевна
В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления о проблеме преодоления заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР».
Читать PDF
0.00 байт

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста

Баранова М. В., Барышникова И. Н., Кайма С. Н., Кузнецова С.В., Куликова А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Модель включения кинесических средств общения в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста

Михайлова Елена Алексеевна
В статье представлена методологическая основа использования кинесических средств общения при коррекции заикания у лиц разного возраста, описывается структура и содержание этапов реализации модели использования кинесических средств
Читать PDF
0.00 байт

Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием

Борисова Елена Альбертовна
Цель данной статьи раскрыть содержание логопедической работы по формированию плавной речи детей, страдающих заиканием.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о нарушениях связной речи у дошкольников с заиканием

Дарченкова Г. С., Китаева Н. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Психогимнастика в коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста

Захаренкова Валерия Владимировна
Заикание это не просто дефект речи, а болезнь, в которой тесно переплетаются недостатки речевого аппарата с проблемами психоневрологического характера, такими как: эмоциональная неустойчивость, нарушения равновесия и подвижности м
Читать PDF
0.00 байт

Возможности метода биологической обратной связи в комплексной коррекции заикания у детей младшего шк

Толстошеева О.А.
В статье раскрываются особенности речи детей с заиканием. Описано применение метода биологической обратной связи в коррекции данной речевой патологии.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности эмоциональной лексики у дошкольников с заиканием

Е. А. Константинова
Читать PDF
0.00 байт

Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей

Кувшинова И.А., Мазитова Э.Р.
В статье представлены основные способы борьбы с наиболее тяжелым дефектом речи заиканием, раскрываются основные аспекты медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия в процессе преодоления заикания у детей, осн
Читать PDF
0.00 байт

Ребенок с заиканием в школе. Реализация образовательного маршрута

Долина Юлия Николаевна, Подлужная Вера Васильевна
В статье анализируются важность своевременного выявления трудностей в обучении у детей с заиканием, психолого-педагогическое сопровождение и создание специальных условий для их успешного обучения в школе.

Похожие термины:

  • ЗАИКАНИЕ АФАТИЧЕСКОЕ

    дефект проговаривания, напоминающий близко заикание или запинки в речи с повторением начального звука на фоне замедленной речи. Является симптомом афазии. См.: Афазия.
  • ЗАИКАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКОЕ

    частный симптом истерического расстройства, проявляющийся в нарушении темпа и плавности речи по типу заикания. Признаки З.И. (по Moody, Bluin, I956). Для З.И. характерны: 1) более поздний возраст появления си
  • ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ

    (греч. neuron - нерв) – заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. Основными признаками З.Н. (критерии по М.И.Буянову, Б.З.Драбкину, 1973) являются: 1) несомненная связь с острой или х
  • ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ

    заикание, по внешнемупроявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается как симптом при других нервно-психических заболеваниях (шизофрении, эпиле
  • ЗАИКАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМА

    относятся к ассоциированным нарушениям письма и имеют следующие признаки: почерк заикающегося обычно неаккуратен, беспорядочен, плохо координирован и недостаточно слитен; наблюдаются так назыв
  • ЗАИКАНИЕ СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ

    (греч. symptom - совпадение, признак) - З., развивающееся на основе другой патологии как признак основного патологического состояния или болезни при психических заболеваниях (эпилепсия), неврозах (исте
  • ЗАИКАНИЕ СЛАБОУМНЫХ

    З. органического характера с нарушениями преимущественно в стриопаллидарной системе, сочетающееся с общим недоразвитием речи различной степени на почве олигофрении. См.: Недоразвитие речи общее.
  • ЗАИКАНИЕ: СТЕПЕНИ

    качественная характеристика нарушений темпа, ритма и плавности речи при заикании. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени З.
  • ЗАИКАНИЕ: ТИП КЛОНИЧЕСКИЙ

    характеристика 3. по типу преобладания судорог. Такое З. характеризуется преобладанием клонических судорог, что приводит к многократному повторению начальных звуков или слогов слова во время его
  • ЗАИКАНИЕ: ТИП СМЕШАНЬЙ

    характеристика З. по типу судорог тонического и клонического характера, встречающихся в речи одновременно.
  • ЗАИКАНИЕ: ТИП ТОНИЧЕСКИЙ

    характеристика З. по типу преобладания тонических судорог: в момент речи наступает внезапная длительная остановка, после чего происходит как бы взрыв воздуха и с большим напряжением произносится
  • ЗАИКАНИЯ ФОРМА

    характеристика З. по времени его возникновения. Различают З.Ф.: раннюю (balbuties tarda) - З., возникающее в возрасте до 3 лет; обычную (balbuties vulgaris) - возникает в возрасте между 4 и 7 годами; позднюю (balbuties praecox) –