ЗАИКАНИЕ
ЗАИКАНИЕ
нарушение ритма и плавности речи с преимущественным нарушением коммуникативной функции.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Заикание
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть клоническими, тоническими, смешанными и локализоваться в разных отделах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги).
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Заикание
сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, 3. возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легковозбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов – клоническое 3., сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи – тоническое 3.; часто отмечается смешанная форма 3. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
ЗАИКАНИЕ
нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от 3. Для 3. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-пе-реход, па-папароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица и органов речевого аппарата.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Вызывающая причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), что приводит к нарушению регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, астенический синдром, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз – невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является активное или пассивное подражание неправильной речи окружающих.
Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего преодолевать с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией специальных условий и специального речевого режима, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Вызывающая причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), что приводит к нарушению регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, астенический синдром, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз – невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является активное или пассивное подражание неправильной речи окружающих.
Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего преодолевать с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией специальных условий и специального речевого режима, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д.
Заикание
нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения с людьми. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и другие формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от З. Для З. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр., п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица. Чаще всего возникает З. в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина З. связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т.д.), вызывающими нарушение регуляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т.п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. З. может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т.д. В некоторых случаях причиной З. является подражание неправильной речи окружающих. Для предупреждения З. не следует перенасыщать речевой запас ребенка лексикограмматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения З. Лучше всего бороться с З. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д. Исправление З., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, – задача логопедии. Если же З. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов невроза, то необходимо лечение у психоневролога.
ЗАИКАНИЕ
нарушение ритма и плавности речи с преимуществ, нарушением коммуникативной функции; вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата. По типу судорог различают 2 формы 3.: клоническую (следующие друг за другом кратковрем. сокращения мышц приводят к повторению первых звуков или слогов слова) и тоническую (сильное длит. сокращение мышц приводит к задержке речи). Часто встречаются смешанные формы. Нередко к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица, конечностей, вызывая т. н. сопутствующие движения.
Причины 3. изучены недостаточно. Полагают, что в его основе лежит нарушение деятельности ЦНС после психич. травмы на общем невротич. фоне. Возникает 3. в раннем детстве (от 2 до 5 лет) в период формирования речи, чаще у легковозбудимых, нервных детей. Нередко чрезмерное форсирование родителями развития речи ребенка при недостаточно сформированном звуковом и лексико-грамматич. ее оформлении приводит к перегрузке речевой функции. На таком фоне испуг, наказание и др. травмирующие психику ребенка факторы могут спровоцировать 3. Способствующим его возникновению фоном служит физич. ослабленность. Увеличение нервной и психич. нагрузки, напр. при поступлении в школу, провоцирует обострение 3. Ухудшение наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, т.е. в период Значит. перестройки всего организма и гл. обр. нервной системы.
Затруднения в речевом общении при 3. отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают нарушение эмоционально-волевой сферы, приводят к изменениям характера.
Коррекция 3. — одна из задач логопедии; наиб. эффективна в дошк. возрасте. Исправление речи заикающегося ребенка достигается путем постепенного развития свободного от запинок навыка речевого общения в процессе игровой и др. видов деятельности, освоения программы дет. сада. В отличие от ранее применявшихся механич. тренировок используются приемы, направленные на развитие самостоят. форм речи. Предусматривается также коррекция познават. процессов и формирование положит. личностных качеств. Исправление 3. у школьников осуществляется в логопедич. стационарах и лого-педич. пунктах при общеобразоват. школах. Иногда 3. проявляется у детей, имеющих нек-рое недоразвитие речи (отклонение в развитии словаря, грамматич. строя, звукопроизношения). В таких случаях коррекция проводится в спец. школах для детей с нарушениями речи.
Лит.: Чевелева Н. А., Исправление заикания у детей. Ми964; Преодоление заикания у дошкольников, под ред. Р. Е. Левиной, М., 1975; Ястребова А. В., Коррекция заикания у учащихся общеобразоват. школы, Ми980; Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. (Программы для спец. дошк. учреждений), М., 1983; Волкова Г. А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983; Заикание у подростков, сост. М. И. Буянов, М., 1989. Г. В. Чиркина.
Причины 3. изучены недостаточно. Полагают, что в его основе лежит нарушение деятельности ЦНС после психич. травмы на общем невротич. фоне. Возникает 3. в раннем детстве (от 2 до 5 лет) в период формирования речи, чаще у легковозбудимых, нервных детей. Нередко чрезмерное форсирование родителями развития речи ребенка при недостаточно сформированном звуковом и лексико-грамматич. ее оформлении приводит к перегрузке речевой функции. На таком фоне испуг, наказание и др. травмирующие психику ребенка факторы могут спровоцировать 3. Способствующим его возникновению фоном служит физич. ослабленность. Увеличение нервной и психич. нагрузки, напр. при поступлении в школу, провоцирует обострение 3. Ухудшение наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, т.е. в период Значит. перестройки всего организма и гл. обр. нервной системы.
Затруднения в речевом общении при 3. отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают нарушение эмоционально-волевой сферы, приводят к изменениям характера.
Коррекция 3. — одна из задач логопедии; наиб. эффективна в дошк. возрасте. Исправление речи заикающегося ребенка достигается путем постепенного развития свободного от запинок навыка речевого общения в процессе игровой и др. видов деятельности, освоения программы дет. сада. В отличие от ранее применявшихся механич. тренировок используются приемы, направленные на развитие самостоят. форм речи. Предусматривается также коррекция познават. процессов и формирование положит. личностных качеств. Исправление 3. у школьников осуществляется в логопедич. стационарах и лого-педич. пунктах при общеобразоват. школах. Иногда 3. проявляется у детей, имеющих нек-рое недоразвитие речи (отклонение в развитии словаря, грамматич. строя, звукопроизношения). В таких случаях коррекция проводится в спец. школах для детей с нарушениями речи.
Лит.: Чевелева Н. А., Исправление заикания у детей. Ми964; Преодоление заикания у дошкольников, под ред. Р. Е. Левиной, М., 1975; Ястребова А. В., Коррекция заикания у учащихся общеобразоват. школы, Ми980; Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. (Программы для спец. дошк. учреждений), М., 1983; Волкова Г. А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983; Заикание у подростков, сост. М. И. Буянов, М., 1989. Г. В. Чиркина.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ЗАИКАНИЕ
нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса. По типу судорог различают три формы З.: клоническую (наиболее ранняя и легкая форма, при которой непроизвольно повторяются буквы и слоги), тоническую (наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова, сопровождающиеся судорожными движениями мышц лица, напряжением шеи, сжиманием пальцев - т.н. сопутствующие движения) и смешанную. Степень проявления З. зависит от сложности речевой коммуникативной деятельности и ситуаций общения. Оно менее выражено в стихотворной речи, при пересказе знакомого текста, в общении с близкими людьми. У ребенка постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает З. и негативно влияет на процесс общения. Фиксация на дефекте приводит к развитию невротических расстройств, к появлению речевых уловок (эмболофразия - добавление стереотипных слов или звуков для мнимого облегчения речевого акта) и др. Наибольшей выраженности З. достигает в пубертатном периоде развития (см.Пубертатный скачок роста). В клинической практике различают две формы З.: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Причиной появления невротической формы З. являются негативное воздействие внешней среды, психические травмы. Еще до появления З. у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптивных возможностей организма. Речь развивается рано - в 1,5-2 года накапливается словарный запас, формируется грамматический строй речи с построением сложных синтаксических конструкций, в то же время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. В этот период возникает З., которое носит обычно волнообразный характер. С возрастом у детей формируются логофобия и трудности общения. Неврозоподобная форма встречается реже и отличается большей стабильностью проявлений. Наблюдаются явления раннего диффузного органического поражения мозга, некоторая задержка моторных функций, гиперкинезы, двигательная расторможенность. Голосовые реакции продуцируются несколько сиплым голосом, мало интонированы. Появление слов и фразовой речи задерживается до 3-3,5 лет. З. возникает в период становления фразовой речи. В старшем дошкольном возрасте у детей обнаруживается отставание смысловой и структурной организации речевой деятельности. Возникновению З. способствует ряд факторов: наличие речевой патологии у членов семьи, перегрузка ребенка информацией и завышенные требования к речевому общению, двуязычие в семье, контакт с заикающимися, психические травмы и др. Устранять З. необходимо в дошкольном возрасте. Комплексный метод включает медико-педагогические, медикаментозные, психотерапевтические, логопедические и логоритмические мероприятия. Разработаны различные логопедические методики по устранению З. Помощь детям, страдающим З., оказывают логопедические кабинеты, детские сады, специализированные стационары, санатории и пр. См. также Логопедия
Источник: Терминологический словарь библиотекаря