ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич
ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич
р. 1920) — педагог, создатель системы перевоспитания осужденных в исправительно- трудовых учреждениях (ИТУ). С 1983 преподаватель в вузе МВД. Предложенная им в начале 60-х гг. система воспитательной работы имела целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осужденных, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов и по существу предвосхитила перестройку деятельности ИТУ (конец 80-х - начало 90-х гг.). В ее основе - формирование из групп осужденных первичных коллективов, индивидуальный подход, учет разновозрастного состава и т.д.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЗАЙЦЕВ Иван Прокопьевич
р. 24.8. 1920, дер. Семерино, ныне в Вологодской обл.), педагог, создатель системы перевоспитания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Окончил Вологодский пед. ин-т (1960). На пед. работе с 1939, с 1947 в ИТУ и органах внутр. дел в Вологодской обл. (с 1962 полковник). С 1983 преподаватель в вузе МВД.
Разработал в нач. 60-х гг. систему воспитат. работы в ИТУ осн. видов режима, имеющую целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осужденных, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов. Основа системы — формирование из групп осужденных первичных коллективов, оказывающих положит. влияние на личность отбывающих наказание. Индивид, подход к осужденным, учет разновозрастного состава, разл. степени криминальной зараженности осужденных, образоват. и проф. подготовки позволяют создать в коллективе общественно ценные традиции, противостоящие обычаям преступной среды.
З. трактует исправление как результат гл. обр. воспитат. работы. Предложил оценивать степень исправления осужденных не по поведенч. негативным характеристикам (напр., нарушение режима, невыполнение норм выработки на произ-ве и др.), а по изменению отношения осужденных к труду, обучению, нравств. и правовым нормам. Значит. роль 3. отводил органам самоуправления из лиц, вставших на путь исправления. Выполнение осужденными усложняющихся пед. требований обусловливало движение по т. н. ступеням исправления и стимулировало положит. изменения в их поведении. К пед. работе привлекались не только штатные офицеры-воспитатели, но и сотрудники разл. служб ИТУ, преподаватели внутр. школ и ПТУ и др. Координацию их деятельности осуществлял совет воспитателей отрядов.
Свою пед. систему 3. апробировал в воспитат. работе ИТУ Вологодской обл. Практика 3. позволила педагогизировать и гуманизировать среду, установить взаимопонимание и доверие между воспитателями и осужденными, восстановить у осужденных сознат. отношение к соблюдению нравств. норм поведения. В результате у лиц, отбывающих наказание в этих ИТУ, уровень рецидивной преступности снизился в 2—3 раза (по сравнению с данными по стране в целом). В пед. практике 3. получили оригинальную интерпретацию идеи А. С. Макаренко: организация разновозрастного воспитат. коллектива, метод перспективных линий, самоуправление и др.
Под руководством 3. в 70-е гг. прошли переподготовку мн. сотрудники ИТУ, использовавшие в своей деятельности его идеи, по существу, предвосхитившие перестройку деятельности ИТУ в направлении их гуманизации в кон. 80-х — нач. 90-х гг.
Соч.: Формирование коллектива осужденных, М., 1975 (соавт.); Коллектив осужденных и пути его формирования (соавт.), в кн.: Исправительно-трудовая педагогика, М., 1978.
Лит.: Сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитат. работе с осужденными, [Вологда], 1975; С ту ров а М. П., Организация воспитат. процесса в исправительно-трудовых колониях, М., 1988.
М. П. Стурова.
Разработал в нач. 60-х гг. систему воспитат. работы в ИТУ осн. видов режима, имеющую целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осужденных, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов. Основа системы — формирование из групп осужденных первичных коллективов, оказывающих положит. влияние на личность отбывающих наказание. Индивид, подход к осужденным, учет разновозрастного состава, разл. степени криминальной зараженности осужденных, образоват. и проф. подготовки позволяют создать в коллективе общественно ценные традиции, противостоящие обычаям преступной среды.
З. трактует исправление как результат гл. обр. воспитат. работы. Предложил оценивать степень исправления осужденных не по поведенч. негативным характеристикам (напр., нарушение режима, невыполнение норм выработки на произ-ве и др.), а по изменению отношения осужденных к труду, обучению, нравств. и правовым нормам. Значит. роль 3. отводил органам самоуправления из лиц, вставших на путь исправления. Выполнение осужденными усложняющихся пед. требований обусловливало движение по т. н. ступеням исправления и стимулировало положит. изменения в их поведении. К пед. работе привлекались не только штатные офицеры-воспитатели, но и сотрудники разл. служб ИТУ, преподаватели внутр. школ и ПТУ и др. Координацию их деятельности осуществлял совет воспитателей отрядов.
Свою пед. систему 3. апробировал в воспитат. работе ИТУ Вологодской обл. Практика 3. позволила педагогизировать и гуманизировать среду, установить взаимопонимание и доверие между воспитателями и осужденными, восстановить у осужденных сознат. отношение к соблюдению нравств. норм поведения. В результате у лиц, отбывающих наказание в этих ИТУ, уровень рецидивной преступности снизился в 2—3 раза (по сравнению с данными по стране в целом). В пед. практике 3. получили оригинальную интерпретацию идеи А. С. Макаренко: организация разновозрастного воспитат. коллектива, метод перспективных линий, самоуправление и др.
Под руководством 3. в 70-е гг. прошли переподготовку мн. сотрудники ИТУ, использовавшие в своей деятельности его идеи, по существу, предвосхитившие перестройку деятельности ИТУ в направлении их гуманизации в кон. 80-х — нач. 90-х гг.
Соч.: Формирование коллектива осужденных, М., 1975 (соавт.); Коллектив осужденных и пути его формирования (соавт.), в кн.: Исправительно-трудовая педагогика, М., 1978.
Лит.: Сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитат. работе с осужденными, [Вологда], 1975; С ту ров а М. П., Организация воспитат. процесса в исправительно-трудовых колониях, М., 1988.
М. П. Стурова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия