ЗАДАЧИ УЧЕБНЫЕ

Найдено 1 определение
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫЕ
вид учебных заданий, выполненных с целью углубления понимания учащимися сущности изучаемых закономерностей, правил, соотношений, формирования умений применять их при решении практических вопросов – учебных и производственных.
З.у., применяемые в процессе изучения общетехнических и специальных предметов, разделяют на два типа: количественные и качественные.
Количественные задачи связаны с оперированием формулами, математическими подсчетами, определением величин и т.п. Результатом решения таких задач обычно является определенный числовой ответ.
К качественным задачам относятся такие, для решения которых не требуется никаких вычислений: это задачи-вопросы. Учащиеся при решении таких задач пользуются изученными правилами, закономерностями, соотношениями и т.д., и применяют их при анализе явлений или процессов, о которых идет речь в задании. Этим качественные задачи выгодно отличаются от несложных расчетов, которые в некоторых случаях могут быть выполнены без анализа, простой подстановкой данных в формулу, подбираемую по чисто формальным признакам. Преподаватели подбирают задачи из соответствующих сборников, учебников, учебных или методических пособий. Однако по ряду общетехнических и большинству специальных предметов задачников нет, а в учебниках и методических пособиях даются только типовые задачи. В связи с этим преподаватели составляют задачи сами, руководствуясь следующими требованиями.
1. Задачи должны иметь по возможности прикладное, производственное содержание.
2. Решение задачи не должно требовать сложных математических расчетов, математическая сторона не должна заслонять основное техническое содержание задачи.
3. Степень технической насыщенности задачи должна соответствовать уровню знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов.
4. Содержание задач должно способствовать закреплению наиболее важных, узловых вопросов изучаемого материала.
5. Задачи нужно формулировать так, чтобы при их решении учащиеся имели возможность оперировать имеющимися знаниями в различных вариантах и ситуациях, а также осваивать наиболее общие способы решения относительно широкого круга задач соответствующего типа.
В совокупности З.у. должны представлять определенную систему, соответствующую избранной методике и отвечающую определенным целям обучения. Основным дидактическим требованиям в системе задач является постепенное усложнение связей между величинами и понятиями, характеризующими процессы или явления, описанные в задачах, углубление понимания связей между величинами, процессами, явлениями, конкретизация понятий, раскрытие новых их черт.
Наиболее сложным в методическом плане является решение количественных задач. Главное в решении таких задач – это не математические действия для нахождения ответа (хотя это важно), а мысленное составление плана ее решения – «смысловое» решение. При решении задач учащиеся должны мыслить не конкретными числовыми величинами, а решать задачи в общем виде, т.е. без вычислений (что, кстати, учащиеся часто считают самим решением). При формулировке плана решения задачи вначале преподаватель, а затем и учащиеся определяют порядок (алгоритм) решения задачи. На этом решение задачи может быть закончено. Опытные преподаватели широко практикуют проведение таких упражнений в «смысловом» решении задачи.
Лит.: Соколов Б.А., Юдин В.В. Технические и технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии. – М., 1988; Яровой И.Н., Малюта Н.Т., Рыбенцев В.Н. Сборник задач по техническому труду.
– М., 1976; Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач. – М., 1979.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.