ЗАДАЧИ УЧЕБНЫЕ

Найдено 1 определение
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫЕ
вид учебных заданий, выполненных с целью углубления понимания учащимися сущности изучаемых закономерностей, правил, соотношений, формирования умений применять их при решении практических вопросов – учебных и производственных.
З.у., применяемые в процессе изучения общетехнических и специальных предметов, разделяют на два типа: количественные и качественные.
Количественные задачи связаны с оперированием формулами, математическими подсчетами, определением величин и т.п. Результатом решения таких задач обычно является определенный числовой ответ.
К качественным задачам относятся такие, для решения которых не требуется никаких вычислений: это задачи-вопросы. Учащиеся при решении таких задач пользуются изученными правилами, закономерностями, соотношениями и т.д., и применяют их при анализе явлений или процессов, о которых идет речь в задании. Этим качественные задачи выгодно отличаются от несложных расчетов, которые в некоторых случаях могут быть выполнены без анализа, простой подстановкой данных в формулу, подбираемую по чисто формальным признакам. Преподаватели подбирают задачи из соответствующих сборников, учебников, учебных или методических пособий. Однако по ряду общетехнических и большинству специальных предметов задачников нет, а в учебниках и методических пособиях даются только типовые задачи. В связи с этим преподаватели составляют задачи сами, руководствуясь следующими требованиями.
1. Задачи должны иметь по возможности прикладное, производственное содержание.
2. Решение задачи не должно требовать сложных математических расчетов, математическая сторона не должна заслонять основное техническое содержание задачи.
3. Степень технической насыщенности задачи должна соответствовать уровню знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов.
4. Содержание задач должно способствовать закреплению наиболее важных, узловых вопросов изучаемого материала.
5. Задачи нужно формулировать так, чтобы при их решении учащиеся имели возможность оперировать имеющимися знаниями в различных вариантах и ситуациях, а также осваивать наиболее общие способы решения относительно широкого круга задач соответствующего типа.
В совокупности З.у. должны представлять определенную систему, соответствующую избранной методике и отвечающую определенным целям обучения. Основным дидактическим требованиям в системе задач является постепенное усложнение связей между величинами и понятиями, характеризующими процессы или явления, описанные в задачах, углубление понимания связей между величинами, процессами, явлениями, конкретизация понятий, раскрытие новых их черт.
Наиболее сложным в методическом плане является решение количественных задач. Главное в решении таких задач – это не математические действия для нахождения ответа (хотя это важно), а мысленное составление плана ее решения – «смысловое» решение. При решении задач учащиеся должны мыслить не конкретными числовыми величинами, а решать задачи в общем виде, т.е. без вычислений (что, кстати, учащиеся часто считают самим решением). При формулировке плана решения задачи вначале преподаватель, а затем и учащиеся определяют порядок (алгоритм) решения задачи. На этом решение задачи может быть закончено. Опытные преподаватели широко практикуют проведение таких упражнений в «смысловом» решении задачи.
Лит.: Соколов Б.А., Юдин В.В. Технические и технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии. – М., 1988; Яровой И.Н., Малюта Н.Т., Рыбенцев В.Н. Сборник задач по техническому труду.
– М., 1976; Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач. – М., 1979.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
906.80 кб

Учебные задачи открытого типа

Утемов Вячеслав Викторович
В статье рассматривается понятие учебной творческой задачи. Автором описываются творческие задачи задачи открытого типа.
Читать PDF
843.83 кб

Учебные задачи социологических этюдов

Трифонова Галина Александровна, Ерохина Людмила Дмитриевна
Цель настоящей статьи – выявить возможности редко используемой учебной технологии в форме социологического этюда.
Читать PDF
355.43 кб

Итоги учебного года и задачи на будущее

Трофимов Е. Н.
Читать PDF
99.88 кб

Задачи по учебному курсу «Динамический хаос»

Кузнецов А. П., Кузнецов С. П.
Представлены задачи для решения с помощью компьютера по курсу «Динамический хаос». Система задач охватывает тематику от природы хаоса до сценариев его возникновения. Даны методические рекомендации.
Читать PDF
196.07 кб

Учебная задача как объект методики преподавания

Тулькибаева Надежда Николаевна, Бухарова Галина Дмитриевна
Статья посвящена проблеме использования задач в современном образовательном процессе. Процесс решения задач рассматривается как вид интеллектуальной деятельности, с помощью которого осваивается предметная действительность.
Читать PDF
403.71 кб

Методика анализа решения учебной физической задачи

Ларченкова Людмила Анатольевна
Анализируется проблема проверки решения физической задачи путем сравнения с результатами, получаемыми для частных и предельных случаев. Обсуждаются преимущества такого подхода при изучении физики.
Читать PDF
378.28 кб

Учебные и творческие задачи краткосрочного рисунка

Сухарев Андрей Иванович, Сухарев Павел Андреевич
В статье рассматриваются вопросы, возникающие при обучении рисунку студентов педагогических вузов. Дана характеристика некоторых видов краткосрочных рисунков отличных между собой по задачам, длительности выполнения.
Читать PDF
308.29 кб

Современные классификации учебных методических задач

Игна Ольга Николаевна
Рассматриваются современные классификации учебных методических задач как эффективных средств методической подготовки будущих учителей.
Читать PDF
512.56 кб

Учебные задачи в контексте компетентностного подхода

Жукова Н. М., Шингарева М. В.
В статье освещена проблема разработки профессиональных и предметных компетенций в государственных образовательных стандартах (ГОС) и программах по учебным предметам, роль в этом учебных задач.
Читать PDF
257.95 кб

О новом учебном пособии «Механика. Задачи и решения»

Казанцева А.Б., Каменецкая М.С., Александров В.Н., Коротаева Е.А., Васильева И.А., Елантьев А.Н.
Читать PDF
767.55 кб

Мотивация решения учебных задач: теоретический аспект

Кононова Татьяна Александровна
Автор анализирует содержание и смысл проблемы мотивации решения учебных задач на современном этапе развития образования.
Читать PDF
2.01 мб

Задача формализации и моделирования учебного процесса

Лоскутова Евгения Васильевна
В статье исследуется вопрос повышения эффективности процесса обучения за счет внедрения наукоемких способов представления информации.
Читать PDF
4.42 мб

Психолого-педагогический анализ понятия «Учебная задача»

Батяева Т.А.
Читать PDF
484.67 кб

Учебная задача в профессиональном обучении студентов вуза

Кравчук Татьяна Николаевна
В статье рассмотрена дидактическая модель учебной задачи как порождения процесса обучения.
Читать PDF
295.86 кб

Технология проектирования систем учебных химических задач

В. А. Шелонцев, Е. А. Логиновская, И. В. Герасимова
The work presents the stage of the chemikal tasks system projecting. It describes the realisation of the revealed stage.

Похожие термины:

  • УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

    конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т.д.