ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

Найдено 1 определение
ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
разновидность задач учебных, применяемых в целях развития технологического мышления учащихся, осуществления связей теории и практики, теоретического и производственного обучения.
Для процесса профессионального обучения рабочих и специалистов наиболее характерными видами З.т. являются: разработка технологии выполнения учебно- производственных работ; принятие решений в различных производственных ситуациях; расчеты технологических режимов обработки, наладки, регулировки и др.
К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно. Учащиеся в процессе обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно. Поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихсяобобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов), используя которые учащийся сможет уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.
Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений проводится в тесной увязке с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся с готовыми типовыми технологическими картами, разбор их, практическое применение на своих рабочих местах, а затем самостоятельное выполнение заданий по разработке технологических карт вначале на простые, а затем более сложные и разнообразные учебно-производственные работы. По мере выполнения таких заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов, т.е. на выявление закономерностей, принципов построения технологических процессов вообще. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов.
Знание и применение общих принципов построения технологических процессов организует мыслительную деятельность учащихся, предупреждая обычное при решении З.т. «блуждание» в поисках наилучшего варианта, формирует умение технологически мыслить.
З.т. на принятие решений в различных производственных ситуациях наиболее характерны при профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов аппаратурного труда (аппаратчики, наладчики, регулировщики, операторы, ремонтники, машинисты и т.п.).
В З.т. такого типа задаются конкретные ситуации, имитирующие (моделирующие) в той или иной степени условия работы на установке, агрегате, а также основные нарушения технологического режима, возникающие на рабочем месте, в том числе и аварийные.
Изучив данные З.т., учащийся определяет способы обнаружения нарушения, возможные его причины, намечает решения и конкретные действия по устранению нарушения в каждом конкретном случае.
Такие задачи предлагаются в двух вариантах: с ответом на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущность выполнения задания – разбор конкретных ситуаций и изучение типовых технологических решений. В таком варианте задачи применяются на первоначальном этапе обучения и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установки, агрегата. По мере накопления опыта учащихся все больший удельный вес занимают задачи без ответа. Выполняя их, учащиеся самостоятельно принимают решения в «создавшихся» вначале простых, а затем и более сложных производственных ситуациях.
Наиболее эффективный способ выработки умений принимать решения по управлению технологическим процессом – решение З.т. с применением тренажеров (динамических моделей). Тренажеры не только имитируют ход технологических процессов, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы проведения подобных упражнений по решению технологических задач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров.
Из других видов З.т. типичными являются: разработка монтажных схем на основе принципиальных, разработка управляющих программ для автоматизированного оборудования с программным управлением (станков с числовым программным управлением, промышленных роботов, манипуляторов); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда; выполнение технико-экономических расчетов и т.п.
Лит.: Психология решения учащимися производственно-технических задач / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1965; Обшадко Б.О. Развитие технологического мышления в процессе производственного обучения токарей. – М., 1979.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.