ЗАБОТА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАБОТА
выраженное чувство ответственности за благополучие кого-либо или за что-либо, дополненное стремлением к действиям для его осуществления [54].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Забота
деятельностное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЗАБОТА
деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. 3. проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Пример наиб. полной и бескорыстной 3. — материнство. В отношениях между людьми 3. всегда выражается как солидарность. Однако в психол. и этич. плане люди, вступающие в отношения 3., не могут быть равноправными, т. к. 3. как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и иждивенчество, с другой. Поэтому осуществление 3. требует от людей поведения, гарантирующего сохранение нравств. достоинства лица, к-рому оказывается 3., и того, кто ее проявляет. Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Забота
др.-рус. – хлопоты) – деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. Заботиться можно о ком угодно и о чем угодно: о младших и о старших детях, о престарелых людях, о друзьях, о семье, а также о животных, о птицах, об урожае, о порядке и т.д. В детских сообществах есть девиз: «Труд – забота, а не просто работа». Забота наполняет труд смыслами, придает ему направленность, эмоционально окрашивает. Любой тяжкий или неприятный труд, если он – забота, делается легким и приятным. В основе проявления заботы лежат благие мотивы любви, сострадания, долга, вины или греха. На общественном уровне забота человека о человеке и живом мире проявляется в формах шефства, попечения, меценатства, благотворительности, милостыни. Высший уровень проявления заботы представляет материнская забота о детях и государственной власти о своих гражданах.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗАБОТА
Это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве— это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях взаимной действенной заботы о решении общественно важных задач. (ИвановИ.П. Педагогика коллективных творческих дел.— Киев:«Освита», 1992.— c.7) Забота как деятельность... может быть по своему социально-нравственному смыслу и эгоистической (потребительско-эгоистической), удовлетворяющей интересы, потребности только личные или прежде всего личные в ущерб общественным, и общей (товарищеской), удовлетворяющей личные интересы, потребности людей как товарищей по общему делу. (См.: Потребительско-эгоистические личностные отношения человека, Общая забота) (ИвановИ.П. Наша забота//Педагогика обшей заботы.— СПб:Образование, 1996.— c.16)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

ЗАБОТА
непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо). Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. З. также характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям. Трактовка З. как деятельно-заинтересованного отношения к другому (другим), противоположного враждебности, эгоизму, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных культурных традициях. Например, в античной культуре тема З. как особого отношения между людьми возникает гл.о. в контексте рассуждений о достоинстве каждого свободного человека. Образцом нравственно прекрасного единения, согласно античным философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность. Высшей ценностью в дружеских отношениях наделяется сам друг. В христианстве заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь, которая характеризуется самопожертвованием, составляет его фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в его опосредовании абсолютным идеалом - любовью к Богу. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием и преображается в любовь к ближнему. В новоевропейской моральной философии З. также являлась объектом исследований. Например, с точки зрения И. Канта, любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, которое опосредуется осознанием морального долга. Вместе с тем Кант не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как "женской", прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной - "мужской", возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. Анализ З. в контексте противопоставления женской моральной позиции как заботливой и мужской - как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
256.30 кб

Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна, Ноткина Нина Анатольевна
Читать PDF
6.29 мб

Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение

Борисова Л. Г.
Читать PDF
147.66 кб

Забота о здоровье студентов как социально-педагогическая задача вузовского образования

Шутюк Любовь Николаевна, Лесникова Светлана Леонидовна
Отличительной чертой обучения и воспитания в вузе является их направленность на формирование открытых образовательных сред, не предполагающих достижения жестких учебных целей.
Читать PDF
629.88 кб

Забота о здоровье студентов – приоритетная задача вузовского образования

Шутюк Любовь Николаевна, Лесникова Светлана Леонидовна
Предпринята попытка проанализировать ситуацию в сфере высшего технического образования в Российской Федерации.
Читать PDF
148.70 кб

Письмо - глобальная проблема и забота

Венедиктова Татьяна Дмитриевна
В материале описывается становление и актуальное состояние исследований письма нового поля аналитической работы и практической педагогики, адресованной широкому спектру учащихся; освещаются результаты работы международного конгрес
Читать PDF
501.01 кб

Мир и я: забота о ближних

Тарапонова Кристина
Читать PDF
1.16 мб

Проект «Особое внимание и забота»

А. А. Шевчик
Читать PDF
389.58 кб

Непрерывная образовательная забота о себе в эпоху метамодерна

Пичугина Виктория Константиновна
в статье современное непрерывное образование рассматривается как современный вариант «заботы о себе» и своей идентичности в эпоху, которая приходит после окончания эпохи постмодерна.
Читать PDF
1.93 мб

Преподавание как забота о себе

Боффо Ванна
Тема заботы о себе представлена в статье как одна из тем, в которой современная педагогика обретает свою глубинную теоретическую основу.
Читать PDF
118.97 кб

Образование и забота о себе в эпоху метамодерна

Пичугина Виктория Константиновна, Безрогов Виталий Григорьевич
Современное переосмысление путей, способов и средств целенаправленной социализации человека в разных пространствах объединяется с рефлексией того, насколько педагогическая реальность интегрирована в повседневную жизнь или обособле
Читать PDF
996.19 кб

Забота о правильности и чистоте речи - необходимое условие воспитания современной молодёжи

Иванова Наталья Николаевна, Чумакова Татьяна Николаевна
Авторы прослеживают изменения, происходящие в современном русском языке, связанные с удлинением «языкового существования», указывают на необходимость преподавания данной дисциплины в высших учебных заведениях, на бережное и внимат
Читать PDF
886.32 кб

Уйти от войны? Забота о прошлом в пособиях для начальной школы

Безрогов Виталий Григорьевич
На фоне развития общей политики памяти в отношении Победы в войне 1941-1945 гг. рассматривается эволюция этой темы в учебниках для начальной школы, изданных в 1945-2008 годах.
Читать PDF
0.00 байт

ЗАБОТА О МОЛОДЕЖИ - ЗАБОТА О БУДУЩЕМ

Курбонов Абдужалил Махмутович
Статья посвящена рассмотрению формирования у юношей и девушек навыков рационального пользования интернетом.
Читать PDF
0.00 байт

С заботой о будущем. Итоги года российской истории

А. Г. Апухтина
Читать PDF
1.45 мб

Национальный парк «Хвалынский»: заботы круглый год

Фролова Т. Д.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ

    Единство жизненно-практической и воспитательной заботы. Это единство реализуется по-разному, двумя взаимосвязанными путями: 1. или воспитательная забота осуществляется открыто, когда воспитател
  • ОБЩАЯ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ЗАБОТА

    Включает в себя: коллективное планирование, коллективную организацию повседневной жизни, общих творческих дел на радость и пользу людям, творческих праздников и коллективное подведение итогов в
  • ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА

    Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (п
  • ОБЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

    Это забота о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательно-воспитательная заб
  • ОБЩАЯ ЗАБОТА

    Это забота всех о благе каждого и каждого о благе всех. Все более полное глубокое осуществление общей заботы и преодоление потребительско-эгоистической заботы (См. «Забота»)— закономерность разв
  • РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА

    непосредственная и опосредованная деятельность, направленная на удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, на уважение его человеческого достоинства. Заб
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАБОТА

    обеспечение конкретных, основанных прежде всего на взаимоотношениях, социальных услуг человеку как с обычными, так и с экстраординарными проблемами.
  • ЗАБОТА О ДЕТЯХ

    мероприятия по удовлетворению жизненно важных потребностей и обеспечению нормального развития детей.
  • ТОВАРИЩЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА

    Это забота о раскрытии и развитии творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в действиях на общую радость и пользу. Сущность товарищеской воспитательной заботы - единство товарищеского у
  • МЕЖРЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ОБЩАЯ ЗАБОТА

    Создано в 1998 г. в Санкт-Петербурге. Основная цель движения-объединение представителей различных религиозных традиций в творении "добра на деле", в гармонизации религиозных отношений, привлечении
  • Забота о детях и их образование в раннем детстве

    программы, которые в дополнение к заботе о детях предлагают структурированные и целенаправленные виды образовательной деятельности в учреждения формального образования (дошкольных учреждениях
  • ДЕТИ НУЖДАЮЩИЕСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

    дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Литература: [80].
  • ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАБОТЫ

    1. информационная— передача готового опыта; 2. организационная— организация деятельности; 3. коммуникативная— личное общение; 4. конструктивная— через предметы и явления окружающей среды, через д
  • ЗАКОН ЗАБОТЫ

    Одна из ведущих закономерностей воспитания, открытых и сформулированных И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубж
  • Круг заботы

    одна из форм реализации социальнопедагогического посредничества, подразумевающая создание эквивалента первичной социальной среды (проводится в случае, когда фактически разрушена или отсутству