ЗАБЛУЖДЕНИЕ
ЗАБЛУЖДЕНИЕ
несоответствие субъективного знания объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики или абсолютизацией познания отдельных сторон объекта [54].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Заблуждение
характеристика результата познавательного процесса, состоящая в констатации и доказательстве очевидности неотносимости содержания результата к фиксированному познавательному объекту или многообразию объектов.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Заблуждение
др.-рус. – за + блуд) вид ошибки, характеризующийся принятием за истину того, что ею не является. Это уклонение от истины в сторону ложного суждения, неверного по существу. Это может быть ложная парадигма, ложная цель, неверное мнение, ошибочный вывод – выдвигаемые как истинные и составляющие убеждение, принципы, правила действия человека. Не зря говорят, что за свои заблуждения человек расплачивается. Заблуждение часто соседствует с истиной, но ею не является. В быту слово «заблуждение» тоже употребляется в значении «уйти с дороги», «бродить», «ошибаться», «погрешить». Появление заблуждения зависит от развития разума, критичности и трезвости ума, способствующих избавлению от «иллюзий мышления», и обеспечивающих мобильность психики, интуицию человека.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЗАБЛУЖДЕНИЕ
термин философской теории познания, применяемый для обозначения такого несоответствия субъективного образа (знания) изучаемому объекту, которое обусловлено прежде всего ограниченностью общественно-исторической практики, особенностями научной традиции, а не личными особенностями субъекта познания (в последнем случае говорят обычно не о З., а об ошибке познания). В некоторых случаяхЗ. (в частности, например, некоторые современные «мифы» о тотальной положительной роли рыночных отношений в науке, образовании, воспитании) оказываются выгодными для тех или иных лиц, социальных групп, слоев, активно ими поддерживаются и культивируются.
З. может выполнять в науке и положительную роль (в историческом масштабе времени), поскольку рано или поздно вызывает серьезную дискуссию и этим стимулирует поиск истины.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Е.А. Климов
З. может выполнять в науке и положительную роль (в историческом масштабе времени), поскольку рано или поздно вызывает серьезную дискуссию и этим стимулирует поиск истины.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.