полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник пед. мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из зап.-европ. памятников подобного типа. Их Значит. переработка на рус. яз. не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано соч. Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под назв. «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И. В. Пауса; курировал издание Я. В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.
В большинстве изданий руководство предварялось традиц. материалом для нач. обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и гос. службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.
«Юности честное зерцало» не имеет четкой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в неск. местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и стиль поведения в разл. ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.
Заключит. часть посвящена нормам поведения девушек, к-рые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церк. моралью, здесь наставления близки традиц. др.-рус. поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.
В целом в памятнике нашли отражение как общеэтич. нормы поведения, так и специфич. черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия рус. традиц. культурой элементов образа жизни стран Зап. Европы.
Изд.: Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное от разных авторов. Факсимильное издание, М., 1976.
Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 2, 1862; Перетц В. Н., Историко-лит. исследования и материалы, т. 3, ч 1, СПБ, 1902; Описание изданий,напечатанных кириллицей,1689 - янв. 1725. Сост. Т. А Быкова и М. М. Гуревич, М.-Л, 1958. О. Е. Кошелева