ЮННАТСКОЕ движение

Найдено 1 определение
ЮННАТСКОЕ движение
система внеклассной и внешкольной работы с учащимися, главная цель которой – воспитание у школьников интереса и любви к природе, изучению и охране природы родного края, навыков выращивания растений и ухода за животными, проведение опытнической работы. «Движение юннатов – юных натуралистов – уникальное в мировой практике воспитания подрастающего поколения. Оно стало массовым в нашей стране с 1918 года. У истоков юннатского движения стояли педагоги – энтузиасты Центральной биостанции им. К. А. Тимирязева (г. Москва). Теперь аналогичные объединения школьников получили широкое развитие во многих европейских странах» (СВ, 1990, 310–311).
О 1920-х гг.: «В эти годы развертывается… движение юных натуралистов. После создания пионерской организации работа эта развивается в пионерских отрядах, особенно активно в летних пионерских лагерях. Центральный Комитет ВКП(б) поручил ЦК ВЛКСМ и Наркомпросу разработать вопрос о дальнейшем развитии и формах деят-сти дет. орг-ций, подобных движению юных натуралистов. В июне 1927 г. по инициативе Московской биологич. станции им. К. А. Тимирязева и ЦК ВЛКСМ был созван Первый съезд юных натуралистов, обобщивший опыт работы кружков и пионерских отрядов. В 1929 г. в стране насчитывалось уже более 500 зарегистрированных кружков юннатов, поддерживающих связь со станцией юных натуралистов. В них работали свыше 15 000 пионеров и школьников» (Очерки, 1980, 128).
О 1920-х – 1980-х гг.: «[В конце 1980-х гг.] юннаты работают по нескольким направлениям: полеводы, садоводы, овощеводы, лесоводы, ихтиологи, орнитологи, аквариумисты, физиологи, агрохимики. Осн. форма оргции юннатской работы – кружки в школах, на станциях юных натуралистов, при домах и дворцах пионеров, клубах, в пионерских лагерях и по месту жительства. Их задачи разнообразны: воспитание любви к природе, интереса к сельскохозяйственному труду, углубление знаний по предметам естественного цикла, развитие интереса к исследовательской работе, формирование навыков по выращиванию растений, уходу за животными, культуры труда. Исходя из местных условий и возможностей, создаются “зеленые патрули”, “голубые патрули”, “школьные лесничества”… Большую популярность завоевали праздники юных друзей природы, которые начали проводиться в 1920-е годы. В “день леса” (проводится в мае) юннаты сажают деревья, подводят итоги проделанной работы, организуют конкурсы, концерты, викторины. В “день птиц” (проводится в марте) развешивают искусственные гнездовья: дуплянки, синичники, скворечники… Большой популярностью у слушателей пользуется постоянная передача Всесоюзного радио “Школа юннатов”. Организационным и методическим центром юннатского движения в стране является работающий круглый год (с 1954 г.) павильон “Юные натуралисты и техники” ВДНХ СССР. Для его участников учреждена медаль “Юный участник ВДНХ”» (СВ, 1990, 310–311). См.: Юннат, Юннатские кружки, Станция юных натуралистов, День птиц, Зелёный патруль.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
176.49 кб

Из истории юннатского движения Чувашии

Терехова Ольга Павловна
Установлено, что распространение кружков юных натуралистов, работа в них способствовали экологическому воспитанию учащихся. С появлением первых юннатов началось юннатское движение.

Похожие термины:

  • ЮННАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

    система внеклассной и внешкольной работы с учащимися, главная цель которой-воспитание у школьников интереса и любви к природе, изучению и охране природы родного края, развитие самостоятельности