ВЗРОСЛЫЙ ЗНАЧИМЫЙ
ВЗРОСЛЫЙ ЗНАЧИМЫЙ
человек, имеющий особое значение (авторитетный) для ребенка (родители, педагоги, кумиры). В. з. имеет особое значение для ребенка, так как выступает наиболее авторитетным примером для подражания.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ
это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...
В основе классификации понятия «значимый взрослый» — две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно отражают его статус в жизненном мире ребенка, Это — показатели кровного родства («родной — чужой») и духовной близости («близкий — чуждый»). Критерием первой характеристики является принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь.
Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана, поэтому отношения между ними развиваются по линии духовной близости. Здесь выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутами первой являются взаимное внимание, понимание, принятие, доверие; вторая переживается как выраженное взаимное несогласие, разобщение, отчуждение, безразличие или неприятие.
Специфика духовной близости (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка, в гармонизации процесса развития его личности. Отчуждение и неприятие искажают ситуацию развития, становятся болезнетворным фактором в жизни детей.
А.В.Шувалов
Литература: Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, № 4. С.91–105.
Шувалов А.В. Презумпция человечности // Внешкольник, 1999, № 10–11. С.10–11.
В основе классификации понятия «значимый взрослый» — две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно отражают его статус в жизненном мире ребенка, Это — показатели кровного родства («родной — чужой») и духовной близости («близкий — чуждый»). Критерием первой характеристики является принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь.
Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана, поэтому отношения между ними развиваются по линии духовной близости. Здесь выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутами первой являются взаимное внимание, понимание, принятие, доверие; вторая переживается как выраженное взаимное несогласие, разобщение, отчуждение, безразличие или неприятие.
Специфика духовной близости (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка, в гармонизации процесса развития его личности. Отчуждение и неприятие искажают ситуацию развития, становятся болезнетворным фактором в жизни детей.
А.В.Шувалов
Литература: Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, № 4. С.91–105.
Шувалов А.В. Презумпция человечности // Внешкольник, 1999, № 10–11. С.10–11.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005