ВЗРОСЛЫЙ ЗНАЧИМЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВЗРОСЛЫЙ ЗНАЧИМЫЙ
человек, имеющий особое значение (авторитетный) для ребенка (родители, педагоги, кумиры). В. з. имеет особое значение для ребенка, так как выступает наиболее авторитетным примером для подражания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ
это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...
В основе классификации понятия «значимый взрослый» — две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно отражают его статус в жизненном мире ребенка, Это — показатели кровного родства («родной — чужой») и духовной близости («близкий — чуждый»). Критерием первой характеристики является принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь.
Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана, поэтому отношения между ними развиваются по линии духовной близости. Здесь выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутами первой являются взаимное внимание, понимание, принятие, доверие; вторая переживается как выраженное взаимное несогласие, разобщение, отчуждение, безразличие или неприятие.
Специфика духовной близости (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка, в гармонизации процесса развития его личности. Отчуждение и неприятие искажают ситуацию развития, становятся болезнетворным фактором в жизни детей.
А.В.Шувалов
Литература: Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, № 4. С.91–105.
Шувалов А.В. Презумпция человечности // Внешкольник, 1999, № 10–11. С.10–11.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
3.14 мб

Детско-взрослая общность - значимое условие воспитания юношества

Шустова Инна Юрьевна
Необходимым условием развития и воспитания юношества является референтная общность со взрослыми и сверстниками, характеризующаяся неформальным типом связей и отношений, межпозиционным взаимодействием участников, создающая условия
Читать PDF
379.89 кб

Чтение взрослых – актуальная и социально-значимая проблема для общества (о монографии Т. Г. Браже «Ч

Боранбаева Зубаржат Исагалиевна
Автор статьи рассуждает о монографии Т. Г.
Читать PDF
126.28 кб

Нравственные нормы как регуляторы общения ребенка со значимыми взрослыми в старшем дошкольном возрас

Щербина А.И.
Целью статья является изучение осознания нравственных норм как регулятора поведения в процессе общения детей со значимыми взрослыми.
Читать PDF
377.94 кб

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕ

Пискун Ольга Юрьевна, Карман Ирина Михайловна
Цель данного исследования: изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения.