ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ

Найдено 1 определение
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
а) в технических науках этим термином обозначают свойство деталей, узлов, агрегатов машин, механизмов, аппаратов и других конструкций, позволяющее устанавливать их на соответствующее место без предварительной подгонки.Простой перенос такой мысленной схемы («взаимозамена без подгонки») решения профессиональных задач из области техники в область педагогики и руководства людьми неуместен;
б) качественная характеристика (свойство) членов организованной группы (персонала организации), создающая возможность выполнения ими разных комплексов функциональных обязанностей (например, замещения разных трудовых постов, должностей). Здесь речь должна вестись об уровне не только операциональной, «технологической», но и личностной подготовки людей, когда они не только могут, но и хотят заменять друг друга (в разных ролях, на разных трудовых постах). Так, в сплоченной бригаде монтажников или в хорошем педагогическом коллективе члены группы могут стремиться освоить (в порядке «профессионального роста», «расширения профессионального профиля») смежные профессии или некоторые фундаментальные основы своей области; и в этих случаях они оказываются способными заменять товарищей по работе в экстренных ситуациях (болезнь и другие уважительные причины невыхода на работу). Однако, во- первых, идея унификации и стандартизации «элементной базы», культивируемая по отношению к технике, не является безусловно ценной по отношению к сообществам профессионалов (здесь даже в массовых профессиях ценится и славится как раз уникальный высококлассный – «незаменимый и невоспроизводимый» – специалист); во- вторых, вынужденная взаимозамена профессионалов, как правило, предполагает специальную подготовку людей (как операциональную, «технологическую», так и моральную, поскольку высококвалифицированными профессионалами невозможно манипулировать как «пешками», как бы это ни казалось привлекательным, скажем, менеджеру, руководителю; здесь актуальны и задачи подбора кадров). Решение задач В. облегчается при условии широкопрофильной подготовки кадров и культивирования идеи овладения смежными профессиями.
А.С. Макаренко в своей педагогической системе специально культивировал идею о том, чтобы каждый воспитанник попробовал силы в разных ролях (и организатора, и подчиненного, и ответственного за какое-то дело); это, по его мнению и опыту, препятствует «загниванию» коллектива и способствует разностороннему и положительному развитию личности.
Лит.: Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Лукьянова Н.Ф., Талан М.В. Управление персоналом в системе государственной службы. – М., 1997; Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995; Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992; Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1997.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.