. В настоящее время в педагогической науке выдвинута теория группировки взаимосвязей, соответствующей трем видам межнаучного взаимодействия.
Первый вид взаимосвязи – изучение одного и того же объекта в разных учебных предметах. Например, если речь идет об изучении такого материала, как медь, в училищах, готовящих электромонтеров, то на уроках физики и материаловедения изучаются ее физические свойства, при изучении химии – химические характеристики, на уроках географии – распределение месторождений медных руд в нашей стране и за рубежом, на уроках электротехники – некоторые электрические свойства меди, особенности применения медных проводов, в материаловедении – основы технологии добывания меди, марки медных проводов и т.д.В данном случае речь идет о синхронизации изучения вопросов, общих для разных предметов, о преодолении противоречий между временем их изучения и логикой, о всестороннем изучении предметов и явлений, познании их взаимосвязей.
Второй вид взаимосвязи – использование одного и того же научного метода в разных учебных предметах. Примером может служить спектроскопия – в физике, химии, биологии, общей и специальной технологии. При таком подходе учащиеся лучше понимают метод познания и способ изучения.
Третий вид взаимосвязи: использование одной и той же теории (закона) в разных учебных предметах. Например, атомно-молекулярная теория строения вещества используется для объяснения такого явления, как изменение агрегатного его состояния, тепловых процессов, газовых законов и др. (в физике); выяснения зависимости между свойствами вещества и строения атомов (в химии); объяснения механизма жизненных процессов на молекулярном уровне (в биологии).
Взаимосвязь предметов можно осуществлять по следующим направлениям.
1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:
а) познавательный аспект профессиональной направленности, связанный с формированием профессионального мастерства. Один и тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вариантов профессиональной направленности. Выбирается такая схема и такая совокупность основополагающих понятий, которые больше всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям развития в системе как общеобразовательных, так и профессионально-технических предметов.
Для этих целей по каждому общеобразовательному предмету вычленяются основные знания, навыки и умения, которыми должны овладеть будущие рабочие. Отобранный для учебных целей материал должен быть профессионально значимым и постоянно использоваться в каждой теме, на каждом уроке. Его необходимо строго дозировать;
б) мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащихся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;
в) нравственно-этический аспект, связанный с формированием личности будущего рабочего; воспитанием коллективистских черт, верности гражданскому долгу и др.
2. Более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зависимостей в общеобразовательных предметах. Из всей системы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наиболее близки к профессиональной подготовке.
3. Более углубленное изучение профилирующих тем общеобразовательных предметов.
4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные навыки и умения.
5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподаванием предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.
6. Конкретизация общих математических законов и зависимостей на учебном материале предметов профтехучилища. Например, в обучении математике решение задач с применением материала других предметов; решение задач с применением математики к другим предметам; решение задач с применением математики к производственному обучению.7. Отбор узловых (опорных) вопросов, характерных для данной группы профессий, позволяющих генерализовать основные идеи и выделить знания, близкие к изучаемой профессии.
8. Использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания.
9. Осуществление взаимосвязи общего и профессионального обучения через разработку системы комплексных домашних заданий.
10. Опора содержания профессионально-технического обучения на систему знаний по основам наук.
11. Разработка комплексных межпредметных заданий с производственным содержанием, синтезирующих знания, навыки и умения из разных предметов, требующих от мастера и преподавателя постепенного обобщения связей путем разработки совокупных заданий.
Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки требует существенной перестройки методов и средств обучения, организации учебно-воспитательного процесса на новых началах.
Лит.: Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. – М., 1987; Батарцев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. – Самара, 1996.
С.Я. Батышев
457.16 кб
Методологические и методические проблемы взаимосвязи естественнонаучных предметов с технологической
Автор исходит из того, что на современном этапе функционирования образовательных учреждений формирование целостной системы знаний у обучаемых невозможно без реализации межпредметных связей естественно-научных дисциплин с технологи