ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТОВ

Найдено 1 определение
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТОВ
. В настоящее время в педагогической науке выдвинута теория группировки взаимосвязей, соответствующей трем видам межнаучного взаимодействия.
Первый вид взаимосвязи – изучение одного и того же объекта в разных учебных предметах. Например, если речь идет об изучении такого материала, как медь, в училищах, готовящих электромонтеров, то на уроках физики и материаловедения изучаются ее физические свойства, при изучении химии – химические характеристики, на уроках географии – распределение месторождений медных руд в нашей стране и за рубежом, на уроках электротехники – некоторые электрические свойства меди, особенности применения медных проводов, в материаловедении – основы технологии добывания меди, марки медных проводов и т.д.В данном случае речь идет о синхронизации изучения вопросов, общих для разных предметов, о преодолении противоречий между временем их изучения и логикой, о всестороннем изучении предметов и явлений, познании их взаимосвязей.
Второй вид взаимосвязи – использование одного и того же научного метода в разных учебных предметах. Примером может служить спектроскопия – в физике, химии, биологии, общей и специальной технологии. При таком подходе учащиеся лучше понимают метод познания и способ изучения.
Третий вид взаимосвязи: использование одной и той же теории (закона) в разных учебных предметах. Например, атомно-молекулярная теория строения вещества используется для объяснения такого явления, как изменение агрегатного его состояния, тепловых процессов, газовых законов и др. (в физике); выяснения зависимости между свойствами вещества и строения атомов (в химии); объяснения механизма жизненных процессов на молекулярном уровне (в биологии).
Взаимосвязь предметов можно осуществлять по следующим направлениям.
1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:
а) познавательный аспект профессиональной направленности, связанный с формированием профессионального мастерства. Один и тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вариантов профессиональной направленности. Выбирается такая схема и такая совокупность основополагающих понятий, которые больше всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям развития в системе как общеобразовательных, так и профессионально-технических предметов.
Для этих целей по каждому общеобразовательному предмету вычленяются основные знания, навыки и умения, которыми должны овладеть будущие рабочие. Отобранный для учебных целей материал должен быть профессионально значимым и постоянно использоваться в каждой теме, на каждом уроке. Его необходимо строго дозировать;
б) мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащихся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;
в) нравственно-этический аспект, связанный с формированием личности будущего рабочего; воспитанием коллективистских черт, верности гражданскому долгу и др.
2. Более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зависимостей в общеобразовательных предметах. Из всей системы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наиболее близки к профессиональной подготовке.
3. Более углубленное изучение профилирующих тем общеобразовательных предметов.
4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные навыки и умения.
5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподаванием предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.
6. Конкретизация общих математических законов и зависимостей на учебном материале предметов профтехучилища. Например, в обучении математике решение задач с применением материала других предметов; решение задач с применением математики к другим предметам; решение задач с применением математики к производственному обучению.7. Отбор узловых (опорных) вопросов, характерных для данной группы профессий, позволяющих генерализовать основные идеи и выделить знания, близкие к изучаемой профессии.
8. Использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания.
9. Осуществление взаимосвязи общего и профессионального обучения через разработку системы комплексных домашних заданий.
10. Опора содержания профессионально-технического обучения на систему знаний по основам наук.
11. Разработка комплексных межпредметных заданий с производственным содержанием, синтезирующих знания, навыки и умения из разных предметов, требующих от мастера и преподавателя постепенного обобщения связей путем разработки совокупных заданий.
Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки требует существенной перестройки методов и средств обучения, организации учебно-воспитательного процесса на новых началах.
Лит.: Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. – М., 1987; Батарцев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. – Самара, 1996.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
457.16 кб

Методологические и методические проблемы взаимосвязи естественнонаучных предметов с технологической

Тихонов Анатолий Степанович
Автор исходит из того, что на современном этапе функционирования образовательных учреждений формирование целостной системы знаний у обучаемых невозможно без реализации межпредметных связей естественно-научных дисциплин с технологи
Читать PDF
170.70 кб

Взаимосвязь содержания учебных предметов магистерских программ как важное условие формирования остат

К. Аббасова, А. Кязымзаде, Р. Махмудова
Проблема организации обучения на всех ступенях образования является предметом исследования многих специалистов. Главным принципом здесь является формирование необходимых навыков и умений.
Читать PDF
267.70 кб

Взаимосвязь содержания учебных предметов магистерских программ как важное условие формирования остат

К. Аббасова, А. Кязымзаде, Р. Махмудова
Проблема организации обучения на всех ступенях образования является предметом исследования многих специалистов. Главным принципом здесь является формирование необходимых навыков и умений.