ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Найдено 1 определение
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
в трудовом и профессиональном воспитании учащейся молодежи.
Социально-педагогическая роль предприятия в трудовом и профессиональном воспитании учащейся молодежи заключается в формировании принципиально нового содержания воспитательной работы трудовых коллективов с учащимися; органическом включении педагогического элемента в повседневную деятельность производственного коллектива; расширении круга педагогических средств воздействия на личность учащегося, на его формирующееся сознание; расширении возможности руководства воспитанием молодежи, которое становится организованным и систематическим. Рассмотрение практического опыта такой работы указывает на необходимость координации усилий данных социальных институтов, четкого распределения обязанностей между ними, определения основных направлений, форм и методов совместной деятельности. Эффективность ее зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий:
принципа добровольности, который определяется заинтересованностью участников в решении поставленных задач;
принципа комплексного, перспективного планирования;
учета региональных особенностей и специфики социального окружения при планировании содержания, форм и методов совместной деятельности.
Основными направлениями этой работы являются следующие:
постановка целей формирования творческой личности рабочего, его общечеловеческих и социально обусловленных качеств, а это значит, что особое внимание следует обращать на те виды и формы трудовой деятельности учащихся, в которых личность находит свое свободное активное проявление;
создание благоприятных для этого процесса условий профессиональной подготовки, определяемых прежде всего теми богатейшими возможностями, которыми располагает именно предприятие, его производственный коллектив;
создание системы координации взаимодействия предприятий, профучилищ и средних общеобразовательных школ в вопросах обучения и воспитания учащейся молодежи.
Какими же практическими возможностями нового подхода к совершенствованию учебно- воспитательного процесса профессиональной подготовки молодых рабочих располагают данные коллективы?
1. Основными показателями педагогической работы производственников должна быть подготовленность обучающихся к труду в современных условиях социального и научно- технического прогресса, сформированность у них высокого профессионального мастерства, трудовой культуры, стремления и умения практически проявить чувство хозяина производства на основе развитого экономического мышления, чувства социальной ответственности, общественного долга и чести рабочего. Однако серьезным недостатком в проведении этой работы является рассмотрение некоторыми «воспитателями» свободы личности как свободы от ответственности за свои дела и поступки; догматизм и забвение даже такого элементарного педагогического требования, как зависимость успеха самого профессионального обучения от положительного отношения человека к процессу приобретения и использования знаний.
В целом взаимодействие обеспечивает направленность всей работы на решение таких общих социально-политических и социально-экономических задач, как воспитание трудовой дисциплины, организованности, деловитости, творческого отношения к труду и технике, умения работать в условиях прогрессивных форм организации труда (бригадный и коллективный подряд, хозрасчет, аттестация рабочих мест и др.), стремление к освоению смежных, вторых профессий и к самообразованию.Для этого организуются и проводятся экскурсии для учащихся и родителей с целью ознакомления их с предприятием, условиями современного труда, профессиональным составом работающих; вечера, лекции, доклады, беседы, выступления ветеранов труда и передовиков производства, встречи со знатными людьми, выставки фотодокументов о предприятии, дни открытых дверей на предприятии и в училище; занятия в кружках технического творчества и др.
2. Создание учебно-материальных условий профессионального обучения, максимально приближенных к реальным производственным условиям.
3. Научно-техническое и научно-педагогическое информационное обеспечение процесса профессиональной подготовки рабочих кадров. В состав информационных данных входит, с одной стороны, весь комплекс деятельности отделов технической информации (ОТИ, БТИ) предприятий, обеспечивающий полноту, конкретность и оперативность сведений о достижениях НТП и перенос этих сведений в профучилище. С другой – перенос результатов педагогического творчества в профучилище в условия подготовки рабочих на производстве. Как известно, формирование у учащихся умения работать в условиях хозрасчета во многом определяется взаимодействием деятельности воспитателей и воспитанников, а значит, и вооруженности преподавателей соответствующими знаниями.
4. Организация трудовой деятельности учащихся, создающей возможности для активного проявления (самовыражения) их личностных качеств:
а) участие производственников в руководстве техническим творчеством;
б) использование учащимися опыта организации труда предприятия. Например, базовое предприятие организует учебно-производственный участок по подготовке радиомонтажников. На участок приходит группа учащихся сформировавшимся коллективом; здесь они закрепляют и совершенствуют навыки и умения на выпуске полезной продукции. Большой педагогический эффект достигается тогда, когда несколько учащихся, раньше всех овладевших рабочими нормами, выступают в качестве наставников. Организуется самоуправление деятельностью учебно-производственного участка; разрабатываются функциональные обязанности руководителей участка: «начальник цеха», «главный технолог», «нормировщик», «инструктор по ТБ», «контролер ОТК»; практикуется проведение занятий в форме «деловой игры», в ходе которой все управление производством осуществляют сами учащиеся;
в) включение учащихся в решение личностнозначимых производственных задач. Об этом свидетельствуют, например, областные конференции «учащихся-энтузиастов НОТ», проводимые в некоторых регионах на самостоятельной основе учащимися ПУ, изучающими факультативный курс «Основы НОТ» с приглашением школьников. Для обсуждения отбиралась тематика, позволяющая глубоко и разносторонне анализировать опыт своей индивидуальной и коллективной деятельности: «НОТ, время и самовоспитание», «Не только изучаем, но и пропагандируем НОТ», «Режим труда и отдыха в наших руках», «Спорт помогает учиться», «Учимся выполнять домашние задания», «Улучшаем условия своего труда» и др.
5. Формирование у учащихся ответственного отношения к приобретению и использованию знаний.
От контактов производственного коллектива и училища зависит степень развития экономического мышления учащихся.
От деятельности коллектива предприятия, например, зависит осведомленность учащихся о прогрессивных формах организации труда.
Учитывая, что после окончания училища молодые рабочие вступают в реальные производственные отношения, необходимо построение учебного материала на базе действующих нормативных документов по хозрасчету.
Эффективным средством систематизации и обобщения изучаемого материала является проведение зачетов в форме общественного смотра знаний. Смотр помогает решить такие важные воспитательные задачи, как развитие навыков коллективной работы в сочетаниис самостоятельностью учащихся, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. На смотр, как правило, приглашаются представители администрации, профсоюзного комитета, представители заводской технологической службы, мастера производственного обучения, преподаватели. Учащиеся готовятся к смотру, разбившись на бригады по пять человек в каждой. Работа над выданными заданиями ведется как коллективно, так и индивидуально. В оценке знаний принимают участие старший технолог, мастер производственного обучения, преподаватель спецтехнологии.
6. Формирование ответственного отношения учащихся к качеству труда и продукции.
Действенным педагогическим средством формирования ответственного отношения учащихся к качеству своего труда является включение их в группы качества на предприятиях.
Основными задачами таких групп являются подготовка и внедрение предложений по улучшению качества, совершенствованию технологических процессов, организации труда и производства (см. Группы качества).
7. Привлечение инженерно-педагогических кадров к работе с учащимися и повышение их педагогической квалификации.
В практике работы училищ и предприятий широко применяется обмен опытом. Он осуществляется через созданные во многих училищах информационные бюро, в состав которых включается и представитель предприятий. Накопленный в училище педагогический опыт передается преподавателям, инструкторам производственного обучения, цеховым организаторам предприятий на производственно-педагогических совещаниях, проводимых в училище. В начале учебного года разрабатывается план проведения таких совещаний, определяется их цель и при этом учитываются предложения предприятий.
Нередко на производственно-педагогические совещания приглашают также передовиков и новаторов производства, рационализаторов и изобретателей, которые обучают учащихся рациональным приемам труда.
В свою очередь педагогические коллективы учебных заведений помогают работникам предприятий в вопросах:
изучения состояния теоретического и производственного обучения, воспитательной и методической работы на предприятии;
анализа качества знаний, навыков и умений обучающихся, результатов проверочных работ и выпускных квалификационных экзаменов;
изучения, обобщения и внедрения в практику работы преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения передового педагогического опыта;
осуществления контроля за выполнением учебных планов и программ;
участия в работе квалификационных комиссий, определения правильности присвоения разрядов учащимся и рабочим предприятий.
8. Организация обмена опытом перестройки профессионально-технического образования на основе его демократизации и гуманизации.
9. Создание системы координации совместной деятельности предприятий, профучилищ и средних общеобразовательных школ в подготовке учащихся к трудовой деятельности.
В этом отношении заслуживает распространения опыт Санкт-Петербургских предприятий по развитию у школьников и учащихся профучилищ творческого отношения к труду и технике. Существенно, что используемые при этом формы и методы работы позволяют в единстве учитывать и интересы личности, и интересы производства.
Так, обязательным элементом профессиональной ориентации учащихся является внеурочная и внешкольная работа по технике. С каждым годом в Санкт-Петербурге иобласти расширяется сеть технических клубов, кружков, ученических научных обществ. Их деятельность дополняется проведением предметных олимпиад, конкурсов по профессиям, диспутов на научные темы, выставок лучших работ учащихся. Получили распространение кружки предметные, конструкторские, технического моделирования, художественного конструирования. Однако важное значение имеет не простое увеличение кружков, а улучшение их работы с целью обеспечения профессиональной направленности занятий.
Педагогическая эффективность работы по В.п., п.-т.у. и о.ш. в трудовом и профессиональном воспитании учащейся молодежи зависит от хорошо организованного на предприятии производительного труда учащихся, участия в создании предприятием благоприятных условий труда непосредственно в школе; обеспечения непосредственного общения учащихся с производственниками в условиях их совместной трудовой и общественной деятельности; развития коллективного и индивидуального наставничества; раскрытия учащимся значимости каждого трудового задания, престижности труда в общественном производстве, перспективности профессионального и социального роста молодежи (в том числе – в условиях материального производства); включения учащихся в активную поисковую деятельность по изучению истории и традиций предприятия, трудовых биографий выпускников школы и ПТУ, в активную работу по повышению культуры труда, в рационализаторство. Разнообразие видов трудовой деятельности учащихся, работа творческих кружков и объединений, которыми руководят производственники, развитая система наставничества позволяют добиваться высоких технико-экономических показателей, формировать у учащихся ответственное отношение к труду, к профессии.
Существенно при этом, что взаимодействие коллективов направлено, с одной стороны, на повышение психолого-педагогической культуры производственников, методическую подготовку их к работе с учащимися, с другой – на расширение кругозора учителей, вооружение их знаниями современного производства и конкретным материалом по профилю предприятия. Все это может быть использовано при проведении уроков с целью усиления их практической направленности.
Для оценки совместной деятельности, степени активности по трудовому и профессиональному воспитанию важно использовать следующие критерии: участие учащихся в планировании и организации разнообразных видов общественно полезного труда; быстрое, экономное, высококачественное выполнение работы; проявление требовательности к себе и товарищам; добросовестное и творческое выполнение трудовых заданий учебного или производственного коллектива; стремление больше узнать о деятельности и людях предприятия города.
Вместе с тем, аналитическое рассмотрение опыта социальных институтов показало, что эффективность их взаимодействия повышается, если выполняется ряд условий.
Первое условие – необходима такая организация участия учащихся в труде вместе с производственниками, которая предполагает и ведет:
а) к активному проявлению их личности;
б) к общению учащихся школ и ПУ с молодыми рабочими, что способствует созданию морально-психологической основы для подготовки к сознательному выбору профессии, организации общественно полезного труда, приобретению некоторых навыков и умений по массовым рабочим профессиям. Школьники перенимают у учащихся ПУ и молодых рабочих опыт общения в рабочем коллективе, ответственного отношения к трудовым обязанностям.
Второе условие – совместная работа школы, ПУ и предприятия должна учитывать изменения в характере и содержании труда, политехническую направленность работы.
Третье условие – систематическая организационно-методическая помощь участникам совместной работы. Это люди с разным уровнем психолого-педагогической, методической и технической подготовки. Отсюда возникает необходимость в методическом обеспечении этого процесса.
Обобщение опыта методической подготовки участников совместной работы в системе «школа – ПУ – предприятие» позволяет выявить наиболее эффективные ее формы:проведение совместных педагогических советов; организация семинаров, конференций по актуальным вопросам трудового воспитания и профориентации учащихся; выступление специалистов предприятия с обзорными докладами о новинках техники, технологии, перспективах развития производства, о работе предприятия в новых рыночных условиях; организация взаимных экскурсий на предприятие, в ПТУ; создание методических комиссий для разработки конкретных рекомендаций; взаимные консультации при планировании и проведении тех или иных мероприятий; подготовка рефератов и докладов по проблемам воспитания.
В целом эффективность интеграции социально-педагогических институтов по трудовому и профессиональному воспитанию учащейся молодежи зависит от творческого раскрытия многостороннего содержания самого процесса.
Лит.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1992.
С.Я. Батышев, Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.