ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 - Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1876 В.ж.к. создавались в соответствии с правительственным постановлением по инициативе и на средства общественности. В Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам (1878), во мн. городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1899). В 1878 созданы Бестужевские курсы в Петербурге, в 1879 - В.ж.к. в Киеве с двухгодичным, с 1881 - трехгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. В 1879 по университетской программе реорганизованы курсы в Казани; к учебному заведению университетского типа эволюционировали историко-филологические курсы В.И. Герье и физико-математические Лубянские курсы в Москве. Участие курсисток в революционном и студенческом движениях вызвало правительственный указ 1886 о запрещении приема на все В.ж.к., большинство курсов было закрыто. В Петербурге в 1896 П.Ф. Лесгафтом организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы Герье. В 1905-10 возникли В.ж.к. в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные В.ж.к. по программе одного или двух университетских факультетов, например при женской гимназии М.А. Лохвицкой (1903), историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева, юридические - Е.И. Песковской (1906) в Петербурге; В.А. Полторацкой (1907, с 1910 юридические и историко-филологические) в Москве и др. Возникали курсы институтского типа: в 1904 Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 Женские политехнические курсы, созданы по инициативе П.Н. Ариян (с 1915 женские Сельскохозяйственный и Политехнический институты). Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 Законом "Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц" В.ж.к., программы которых могли быть признаны "равными университетским", получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях "для лиц мужского пола". Это было актом признания юридического равноправия В.ж.к. с другими типами вузов. В 1912 в 19 В.ж.к., находившихся в ведении МНП, обучалось ок. 25 тыс. слушательниц, из них почти 15 тыс. в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции 1917 В.ж.к. реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы. См. также Педагогическое образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
неправительственные высшие женские учебные заведения пореформенной России, возникшие в 70-е гг. XIX в. под влиянием общественно- педагогического движения российской интеллигенции за развитие высшего женского образования и допуск женщин в университеты и к профессиональной деятельности. В 1869 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой санкционировал проведение публичных лекций для лиц обоего пола. На этой основе в 1870 г. в Петербург были открыты Владимирские курсы, проводившиеся во Владимирском уездном училище. По инициативе И.И. Паульсона в 1869 г. с разрешения правительства были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские – в Москве. В 1872 г. были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В.ж.к., созданные профессором Московского университета В.Н. Герье в Москве. В 1876 г. было утверждено положение, дававшее право министерству народного просвещения учреждать по своему усмотрению В.ж.к. в университетских городах.
Открывшиеся в 1876 г. в Казани и в 1878 г. в Киеве В.ж.к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 г. в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А.К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В.ж.к. (по имени их учредителя профессора К.Н. Бестужева-Рюмина).
Политическая реакция 80-х гг. XX в. затормозила развитие В.ж.к. В 1886 г. по распоряжению министерства народного просвещения прием на В.ж.к. был прекращен, и несколько позже они были закрыты. Сохранились лишь Бестужевские В.ж.к. Возрождению В.ж. к. способствовала социально-политическая ситуация в России и активизация общественно-педагогического движения в конце XIX – начале XX вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В.ж.к., стали открываться новые. В 1896 г. П.Ф. Лесгафтом в Петербурге были организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1904 г. в столице открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, естественно-научные курсы М.А. Лохвицкой, женский медицинский институт, В.ж.к., П.Ф. Лесгафта,в 1906 г. – историко-литературные и юридические женские курсы Н.П. Раева, в 1910 г. курсы Н.В. Дмитриева с тремя факультетами (историко-филологическим, физико-математическим и юридическим) и др. В Москве продолжили деятельность В.ж.к. В.И. Герье, работали Историко-филологические и юридические курсы В.А. Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные (Голицинские) курсы. В течение 1905–1916 гг. В.ж.к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Хотя курсы открывались министерствами (просвещения, земледелия и др.), они не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. В Петербурге было создано Общество для доставления средств высшим женским курсам (1878), во многих городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1899). Российская профессура работала на курсах, как правило, безвозмездно. Крупнейшие ученые России считали своим долгом читать лекции на В.ж.к. Это профессора Московского университета В.О. Ключевский, Д.Д. Гримм, Ф.А. Бредихин, Ф.И. Буслаев, Д.Н. Анучин и др., Петербургского – Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, В.Л.Комаров, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.О. Лосский и др., Киевского – А.Д. Билимович, Харьковского – С.М. Кульбакин, Юрьевского – М.И. Ростовцев и др.Несмотря на высокий уровень преподавания права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе, выпускницам не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 г. законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» В.ж.к., программы которых могли быть признаны «равными университетским», получали статус вузов и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». Это было актом признания юридического равноправия В.ж.к. с другими типами вузов. В 1912 г. на 19 В.ж.к., находившихся в ведении МНП, обучалось около 25 тыс. слушательниц, из них почти 15 тыс. в Москве и Петербурге.
В.ж.к., став первыми женскими университетами России, преодолев политику дискриминации, способствовали демократизации отечественного профессионального образования, вовлечению женщин в созидательную деятельность в различных сферах образования, культуры, науки и производства.
Лит.: Федосова Э.П. Бестужевские курсы – первый женский университет в России (1878– 1918) / Под ред. Э.Д. Днепрова. – М., 1980; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Конец XIX – начало XX в. – М., 1991.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
138.05 кб

Высшие женские естественнонаучные курсы М.А.Лохвицкой-Скалон

Галасьева Галина Валентиновна
Популярность Высших женских курсов объяснялась назревшей в обществе потребностью в развитии женского образования, а также и тем фактом, что к преподаванию привлекались известные ученые, имеющие большой опыт педагогической работы в