ВЫСШЕЕ РАБОЧЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ВЫСШЕЕ РАБОЧЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой. Местом получения такого образования является новый тип профессионального образовательного учреждения — институты рабочего образования (ИРО). Концепция высшего рабочего образования предложена специалистами Уральского государственного профессионально-педагогического университета (УГППУ, г. Екатеринбург).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВЫСШЕЕ РАБОЧЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечивает готовность личности к высочайшему профессиональному мастерству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой. Местом получения такого образования является новый тип профессионального учебного заведения – институты рабочего образования (ИРО).
Институт рабочего образования представляет собой полифункциональную систему с многоуровневой образовательной структурой, основанную на широкой дифференциации профессиональной подготовки с учетом специфики профессиональной деятельности вконкретной отрасли хозяйства, индивидуальных способностей и социально- профессиональных планов учащихся. В системе непрерывного профессионального образования ИРО является учебным заведением, предназначенным для подготовки специалистов различной квалификации в зависимости от уровня получения профессионального образования – от узкого специалиста-исполнителя до мастера, способного самостоятельно не только изготовлять продукцию и осуществлять услуги, но и организовывать производственную деятельность, а также осуществлять сбыт на рынке товаров и услуг.
Таким образом, цель высшего рабочего образования – подготовка специалиста, способного:
осуществлять эффективную трудовую деятельность на различных предприятиях;
прогнозировать не только технико-технологические, но и социально-экономические перспективы конкретного производства;
совмещать, при необходимости, управленческие и исполнительские функции;
хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска работы и уметь создавать свое собственное производство.
В УГППУ разработан пакет организационно-нормативной и учебно-методической документации для института рабочего образования, утвержденный коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Основными педагогическими концептуальными положениями, лежащими в основе организации и развития Института рабочего образования являются:
гибкость, открытость и саморазвитие образовательной системы – образовательная система ИРО предусматривает модернизацию и видоизменение учебных планов и профессиональных образовательных программ;
личностная значимость процесса и результатов обучения (поэтапное внедрение рейтинговой системы контроля успеваемости);
профессиональная направленность общеобразовательных, в том числе гуманитарных дисциплин;
интегративное обучение (наличие интегративных учебных курсов);
разносторонность профессиональной подготовки (возможность последовательного или параллельного получения нескольких специальностей);
индивидуализация обучения (свободный выбор части дисциплин при рейтинговой системе контроля, учебных планов и образовательных программ);
многоуровневая система профессиональной подготовки (ступенчатая, дифференцированная по годам обучения система получения различных уровней профессиональной квалификации);
сознательность в выборе учащимися профессиональной карьеры и заинтересованность в ее реализации (построение учебного процесса на основе поэтапного перспективного плана освоения специальности).
Реализация высшего рабочего образования осуществляется посредством образовательных, гуманитарных и профессиональных программ, направленных на расширение общенаучного и гуманитарного образования, получение углубленной технологической и производственной подготовки по выбранному профессиональному профилю.
Срок обучения: 3 года на первом уровне (на основе базового среднего образования) и до 4-х лет – на втором уровне (на базе общего среднего образования при наличии рабочей квалификации, полученной в период начальной профессиональной подготовки по соответствующему профилю). Причем на обоих уровнях ИРО предусмотрены, всоответствии с индивидуальными желаниями и возможностями, условия, стимулирующие выполнение студентами всей профессионально-образовательной программы вуза, а также возможности завершения образования с определенной профессиональной квалификацией на любой стадии учебного процесса.
Окончившим первый уровень присваивается квалификация рабочего широкого профиля; а по окончании второго, высшего уровня, выпускникам ИРО присваивается квалификация рабочего с высшим образованием и выдается диплом бакалавра по специальности.
Обязательным условием присвоения указанной образовательной степени бакалавра является наличие у выпускника сертификата профессиональной подготовки не ниже того, который предшествует максимальному разряду по данному профилю.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Г.М. Романцев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
208.77 кб

Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих

Вознесенская Елена Дмитриевна, Чередниченко Галина Анатольевна
На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий молодых людей, оказавшихся с дипломами о высшем образовании на позициях рабочих промышленных предприятий России или п
Читать PDF
602.35 кб

Реализация проектного метода в системе высшего образования с использованием рабочей тетради

Нестерова Лариса Юрьевна, Напалков Сергей Васильевич
Рассмотрена технология реализации проектного метода при изучении математических дисциплин в вузе. Обосновывается актуальность и необходимость создания проектов студентами младших курсов.