ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов у животных и человека. 2. Наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И. П. Павловым на основе представлений И. М. Сеченова о ее рефлекторной природе. Основные понятия В. н. д. – временная связь и условный рефлекс.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Высшая нервная деятельность
деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе образования временных связей. Особенности В.н.д. человека находятся в зависимости от типа нервной системы. Различные нарушения в развитии мозга и заболевания ц. н. с. могут вызвать общие нарушения В.н. д такие, как, например, имеющие место при олигофрении, эпилепсии и других нервно-психических заболеваниях.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Высшая нервная деятельность
нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке, которые лежат в основе психической деятельности человека и животных. Процессы В.н.д. являются основными нервными механизмами, материальным субстратом психики. Основные понятия, на основе которых характеризуется В.н.д., – временная связь и условный рефлекс, а также сложные безусловные рефлексы. Деятельность всех отделов нервной системы является рефлекторной (см. Рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс). По своей функции В.н.д. является сигнальной деятельностью; благодаря процессам В.н.д. организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о появлении безусловных раздражителей. В.н.д. состоит из двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Уточнение и угасание условных рефлексов происходит на основе процесса торможения. В.н.д. – это аналитико-синтетическая деятельность. Большие полушария головного мозга являются нейроанатомической основой дифференциации и интеграции раздражителей. Условно-рефлекторные процессыВ.н.д. составляет нейрофизиологическую основу познавательной деятельности человека, отражения свойств объективной действительности в системе их связей и отношений.
Высшая нервная деятельность (ВНД)
наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И.П. Павловым на основе представлений И.М. Сеченова об её рефлекторной природе. ВНД базируется на принципах детерминизма, соответствия структуры и функции и сочетания процессов ана лиза и синтеза (дифференциация и ин теграция) в коре больших полушарий при осуществлении высших нервных функций и поведения, в основе кото рых лежит механизм временной связи. Павловым была подробно исследована работа мозга при выработке временных связей в ситуации образования, сохра нения, угасания условных рефлексов. Он исследовал соотношение и динами ку (иррадиация, индукция) процессов возбуждения и торможения, различные виды торможения – безусловно-реф лекторной (внешней) и условно-реф лекторной (внутренней) природы. В ре зультате наблюдений за поведением обезьян Павлов ввёл в терминологию ВНД понятие ассоциации – ещё одного варианта временной связи. Основные принципы и механизмы ВНД не утеряли своего значения и в настоящее время. Представление о роли функцио нального взаимодействия нервных цен тров в мозговом обеспечении психи ческих функций нашло отражение в учении А.А. Ухтомского о доми нанте как функционально рабочем ор гане и теории функциональных систем П.К. Анохина. Современными учёны ми мозговая организация психических процессов рассматривается как резуль тат функционирования распределённых нервных сетей, формирующихся на ос нове пластичных временных связей на период решения определённых задач, возникших в ответ на внешние стиму лы, или при реализации целей и наме рений индивида (внутренние стимулы). У человека такой принцип работы моз га доминирует над условно-рефлекторным, который может включаться, на пример, при необходимости овладения определённым навыком – последова тельностью новых действий или опера ций, что требует тренировки и повторе ния.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНД), интегративная деятельность высш. отделов центр. нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. оптимальное приспособление организма как целого к внеш. миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в т. ч. у человека) — кора больших полушарий и подкорковые структуры мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, т.е. жесткой связи осн. проявлений ВНД с определенными отделами мозга не существует. Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики.
Термин «ВНД» введен И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Непо-средств. предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И. М. Сеченов, к-рый в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистич. идеи о рефлекторной природе психич. деятельности.
Деятельность всех отделов ЦНС является рефлекторной. Рефлекс — ответное действие организма на раздражение — представляет собой осн. форму взаимодействия организма со средой. В рефлекторном механизме различаются 3 компонента: афферентный (чувствующий), центральный и эфферентный (двигательный). Возбуждение от раздражителя по афферентному нерву передается в центр. отдел (мозг), где переключается на двигат. нерв и по нему идет к рабочему органу. Таково традиц. представление о «рефлекторной дуге». Физиолог П. К. Анохин установил, что каждое движение организма отражается в мозгу в виде афферентного импульса, сообщающего об эффекте этого движения, о том, достигнут ли требуемый результат. В мозгу как бы представлена модель желаемого результата, с к-рой сличается фактически достигнутое. Если же полученный результат не соответствует заданной программе, то коррекция двигат. акта и тренировка эффекторной системы продолжаются вплоть до выработки автоматизма. Формирующийся в ходе приспособления к среде аппарат «опережающего отражения» — «акцептор действия» — контролирует результаты действия и сличает их с поставленной целью.
Исследования Н. А. Бернштейна и Анохина дополнили схему рефлекторного акта, введя в нее четвертое звено — «обратную связь». Благо даря наличию «обратной связи» обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Без этого обучение к.-л. действиям было бы невозможно.
Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией гл. обр. подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) — высш. отдела мозга, коры больших полушарий.
БР совершается автоматически и не требует предварит. тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего ист. развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. По данным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.
УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механич. связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Т. о., безразличный ранее раздражитель становится сигналом к.-л. жизненно важного явления.
Одни только БР не могут обеспечить мн. животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь огранич. ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внеш. среды. Поскольку внеш. среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.
Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разл. рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетич. деятельность — анализирует внеш. мир, выделяет разл. раздражители, Синтетич. деятельность коры состоит в образовании временных связей.
Павлов различал 2 принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внеш. мира, он назвал первой сигнальной системой, к-рая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в осн. к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять осн. фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды. Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода — слова, к-рые также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой. Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графич. изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку.
У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности. Поэтому так важно при обучении сочетать словесный рассказ с наглядными представлениями. Рассказывая детям о нек-ром предмете и одновременно показывая его изображение, учитель обеспечивает совместную работу первой и второй сигнальных систем.
Павловым выделены след. осн. законы ВНД: 1) УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребенка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в сер. 1-го мес жизни); 2) величина УР зависит от силы раздражения; 3) условные раздражители суммируются; 4) торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиления условною раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.
Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.
Лит.: Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высш. нервной деятельности (поведения) животных, М., 1973: На пути к изучению высш. форм ней-родинамики ребенка, под ред. А. Г. Иванова-Смоленского, Э. Ю. Шурпе, М., 1934; Эль-конин Д. Б., Развитие нервной системы и высш. нервной деятельности в дет. возрасте, в его кн.: Дет. психология, М., 1960, гл. 3; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968: Симонов П. В., Высш. нервная деятельность человека, М., 1975; Воpонин Л. Г., Эволюция высш. нервной деятельности. М., 1977; Асратян Э. А., Рефлекторная теория высш. нервной деятельности, М., 1983.
Термин «ВНД» введен И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Непо-средств. предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И. М. Сеченов, к-рый в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистич. идеи о рефлекторной природе психич. деятельности.
Деятельность всех отделов ЦНС является рефлекторной. Рефлекс — ответное действие организма на раздражение — представляет собой осн. форму взаимодействия организма со средой. В рефлекторном механизме различаются 3 компонента: афферентный (чувствующий), центральный и эфферентный (двигательный). Возбуждение от раздражителя по афферентному нерву передается в центр. отдел (мозг), где переключается на двигат. нерв и по нему идет к рабочему органу. Таково традиц. представление о «рефлекторной дуге». Физиолог П. К. Анохин установил, что каждое движение организма отражается в мозгу в виде афферентного импульса, сообщающего об эффекте этого движения, о том, достигнут ли требуемый результат. В мозгу как бы представлена модель желаемого результата, с к-рой сличается фактически достигнутое. Если же полученный результат не соответствует заданной программе, то коррекция двигат. акта и тренировка эффекторной системы продолжаются вплоть до выработки автоматизма. Формирующийся в ходе приспособления к среде аппарат «опережающего отражения» — «акцептор действия» — контролирует результаты действия и сличает их с поставленной целью.
Исследования Н. А. Бернштейна и Анохина дополнили схему рефлекторного акта, введя в нее четвертое звено — «обратную связь». Благо даря наличию «обратной связи» обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Без этого обучение к.-л. действиям было бы невозможно.
Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией гл. обр. подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) — высш. отдела мозга, коры больших полушарий.
БР совершается автоматически и не требует предварит. тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего ист. развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. По данным физиолога Л. А. Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.
УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механич. связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Т. о., безразличный ранее раздражитель становится сигналом к.-л. жизненно важного явления.
Одни только БР не могут обеспечить мн. животным, а тем более человеку, всесторонних связей со средой. Они дают лишь огранич. ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внеш. среды. Поскольку внеш. среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.
Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разл. рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетич. деятельность — анализирует внеш. мир, выделяет разл. раздражители, Синтетич. деятельность коры состоит в образовании временных связей.
Павлов различал 2 принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внеш. мира, он назвал первой сигнальной системой, к-рая является общей у человека и животных. По Павлову, ВНД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в осн. к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы. Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять осн. фонд ВНД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды. Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода — слова, к-рые также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой. Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графич. изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку.
У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности. Поэтому так важно при обучении сочетать словесный рассказ с наглядными представлениями. Рассказывая детям о нек-ром предмете и одновременно показывая его изображение, учитель обеспечивает совместную работу первой и второй сигнальных систем.
Павловым выделены след. осн. законы ВНД: 1) УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребенка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в сер. 1-го мес жизни); 2) величина УР зависит от силы раздражения; 3) условные раздражители суммируются; 4) торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиления условною раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.
Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.
Лит.: Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высш. нервной деятельности (поведения) животных, М., 1973: На пути к изучению высш. форм ней-родинамики ребенка, под ред. А. Г. Иванова-Смоленского, Э. Ю. Шурпе, М., 1934; Эль-конин Д. Б., Развитие нервной системы и высш. нервной деятельности в дет. возрасте, в его кн.: Дет. психология, М., 1960, гл. 3; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968: Симонов П. В., Высш. нервная деятельность человека, М., 1975; Воpонин Л. Г., Эволюция высш. нервной деятельности. М., 1977; Асратян Э. А., Рефлекторная теория высш. нервной деятельности, М., 1983.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия