ВЫСОКИЙ СТИЛЬ

Найдено 1 определение
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ
разновидность речи, которая используется для создания торжественной тональности в произведении художественного или публицистического стилей. Он передаёт героический, трагический, романтический, сентиментальный пафос, отражая ту сторону мировосприятия автора, которая реализует его представления о Прекрасном (или Трагическом), о добре и зле, о вечных ценностях.
Противопоставление высокого и низкого стилей сложилось ещё в античности, когда были созданы первые теории, основанные на принципе трихотомичности — выделении высокого, среднего и низкого уровней в речи. В «Риторике к Гереннию» (неизвестного автора) была дана классификация видов ораторской речи — возвышенного, среднего, сниженного. В книгах Цицерона «Об ораторе», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов» предложено стилистическое деление по степени «украшениости», метафоричности повествования. Автор пишет о «величественной» («пышной»); «средней»; «скудной» («тощей») речи, вид которой зависит от предмета речи. По мнению Цицерона, «самое трудное в речи, как и в жизни, — это понять, что в каком случае уместно...» [Цицерон 1972: 345]. О выделении трёх стилей изложения в зависимости от степени экспрессивности речи пишет и Квинтилиан в «Двенадцати книгах риторических наставлений». И Цицерон, и Квинтилиан следуют правилу Аристотеля, который считал, что «стиль ... должен подходить к предмету речи» [Аристотель 2000: 268]. Эта идея нашла своё отражение и в «Риторике» Гермогена, где приводится трёхчастная характеристика содержания речи: указаны «высокие», «средние», «низкие» объекты описания. В России попытки описать стилистические различия между письменной и устной, прозаической и поэтической речью были сделаны Лаврентием Зизанием, Мелетием Герасимовичем Смотрицким, а главное — архиепископом вологодским Макарием («Риторика» — 1617—1619), который в главе «О трёх родах глаго-лания» пишет о трёх типах речи. Терминологически теория трёх стилей окончательно оформилась в работах М.В. Ломоносова. Наиболее отчётливо идея трёхчастности отразилась в лексико-стилистическом описании «речений» русского языка, которое дано в «Предисловии о пользе книг церковных». Именно в этом труде появляется лексическая характеристика B.C.: он состоит из слов «славенороссийских» и «славенских», т.е. из «речений» первого и второго рода.
В современной стилистике для создания высокой тональности речи используются ресурсы лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, применяются и принципы, средства фоники; разные виды графического оформления, различные единицы риторического характера.
На уровне семантики В.с. создаётся прежде всего соответствующими группами лексики. Это слова старославянского происхождения: а) библеизмы (напр., благодарность, душа); б) поэтизмы (муза, лазурный); книжные слова (иллюзорный, ибо, дабы, лапидарный, обозримый, облекать, пиетет, харизма и пр.); слова, характерные для публицистики (беззаветный, глашатай);тропы (эпитет, сравнение, метаморфоза, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, гипербола, литота, аллегория, символ и др.). Эти группы лексем лишь средство для создания текста в B.C., которое используется по прямому назначению только в том случае, если автор ставит перед собой задачу изобразить «высокий» лик бытия. Употреблённые в ином смысловом контексте, они могут стать и способом выражения иронического отношения к миру. Вместе с тем торжественный пафос в речи может создаваться и нейтральными лексическими средствами. Так, напр., публицистический, подчёркнуто риторический смысл высказыванию придают такие группы лексики, как общественно-политическая, заимствованная, которые сами по себе не являются высокими. Наблюдается в В.с. и метафоризация профессиональной лексики (передний край, финишная прямая, агония), семантическое переосмысление слов (перестройка, гласность). Эти приёмы помогают реализовать тот или иной тип пафоса, что приводит к появлению высокого образа действительности в тексте.
Интенция, заложенная в основу текста, определяет отбор и других, фразеологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средств. Лексически и морфологически значимыми оказываются такие морфемы, как суффиксы существительных -знь, -ость, -(е)ств(о), -стви, -ни(е), -ени, -(т)и, -ци(я), приставки чрез-, воз- (вз-), лексикализо-ванные префиксы (префиксоиды) благо-, бого-, добро-, досто-, сверх-, суе-, интернациональные суффиксы и префиксы -изм, -ист, -аци, анти-, контр-, транс-, де-, пан-. Они являются потенциальными словообразовательными ресурсами для создания текста в высоком стиле — литературно-художественного или публицистического. На морфологическом уровне такими средствами могут стать: 1) существительные отвлечённые, условные имена собственные, несклоняемые, собирательные, отвлечённые существительные singularia tantum, т.е. имеющие форму только единственного числа, отвлечённые существительные pluralia tantum — имеющие форму только множественного числа; 2) глаголы в повелительном наклонении с частицей «да»; глаголы в настоящем абстрактном. Наконец, синтаксические средства создания высокого стиля — риторические (стилистические) фигуры. Эти синтаксические построения придают высказыванию особый ритм, графически и интонационно выделяют соответствующий отрезок текста, придают ему особую художественность.
Т.о., высокий стиль — тот коммуникативно-стилистический «вектор» (по терминологии В.Г. Костомарова), который отражает наиболее важные для личности стороны мира средствами разных уровней языка.
Лит.: Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003; Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000; Бабкин Д.С. Русская риторика начала XVII века. М.—Л., 1951; Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. М., 1970; Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2006; Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Кн. X. Т. 1-2. М., 1834.; Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005; Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981; Ломоносов М.В. П.с.с., т. VII, М.; Л., 1952; Спафарий Николай. Эстетические трактаты. Л., 1978; Фёдоров В.И. История русской литературы XVIII в. М., 1982; Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве («Об ораторе», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов»), М., 1972.
И.Б. Александрова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.