ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич (1831-1895)
ученый и государственный деятель, создатель русской конструкторской школы, один из теоретиков и организаторов профессионально-технического образования в России. Поч. ч. Петербургской АН (1888). С 1875 директор Петербургского технологического института. Автор "Проекта общего нормального плана промышленного образования в России" (1884) - первого концептуального документа по созданию системы профессионального образования, который лег в основу закона "Основные положения о промышленных училищах" (1888), действовавшего до 1917. По инициативе В. в 1883 при Ученом комитете МНП было создано отделение по техническому и профессиональному образованию - первый официальный орган по руководству низшими и средними профессиональными учебными заведениями.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич
20.12.1831 (1.1.1832), Вышний Волочек, — 25.3(6.4).1895, Петербург], ученый и гос. деятель, создатель рус. конструкторской школы, основоположник теории автома-тич. регулирования, один из теоретиков — и организаторов проф.-тех. образования в России. Поч. ч. Петерб. АН (1888). Окончил физ.-мат. ф-т Гл. пед. ин-та (1851), преподавал математику в ср. уч. заведениях, физику и прикладную механику в Михайловском артиллерийском уч-ще. Создал ряд руководств по элементарной механике, ввел преподавание курса теоретич. основ машиностроения, для студентов — курсовое и дипломное проектирование. Автор крупных трудов по механике.
В 1867—78 инженер-механик Гл. артиллерийского управления, с 1875 директор Петерб. технол. ин-та. В 80-е гг. занимался коммерч. деятельностью. С 1886 чл. Гос. совета, в 1888—92 мин. финансов.
В. — автор «Проекта общего нормального плана пром. образования в России» (1884) — первого концептуального документа по созданию системы проф. образования, соответствующей требованиям пром. развития страны. В. исходил из того, что рыночные отношения, конкурентная борьба, наемный труд могут дать положит. результаты, если будет создан рынок квалифицир. рабочей силы. Защищал демокр. принципы построения низшего и ср. проф. образования как части общей системы просвещения. Его план предусматривал подготовку работников пром-сти всех уровней. По В., низшие звенья специалистов (рабочие-мастера, помощники инженеров) должны реализовывать исполнительские функции, оставляя творческие функции инженерам, руководителям произ-ва. Способствовал внедрению в практику технол. ин-та операционной системы производств. обучения. В. отдавал предпочтение спец. уч. заведениям перед системой ученичества. Отстаивал необходимость развития реального образования. Подготовил (1881) записку «О реальных училищах». Подчеркивал необходимость согласования между спец. обучением разных уровней и системой соответствующих степеней общего образования. Важной предпосылкой развития проф. образования считал введение в общеобразоват. школу уроков ручного труда. Его «Проект плана» лег в основу закона «Осн. положения о пром. уч-щах» (1888), действовавшего до 1917. По инициативе В. в 1883 при Ученом к-те МНП было создано отделение по техн. и проф. образованию — первый офиц. орган по руководству низшими u средними проф. уч. заведениями.
Лит.: Кирпичев В. Л., И. А. Вышнеградский как профессор и ученый, «Вестник об-ва технологов», — 1895, №6; Бородин А. П., И. А. Вышнеградский, К., 1895; Анд p о и о в А. А., И. А. Вышнеградекий, в кн. Люди рус. науки, кн. 4, Ми965; История рус. экон. мысли, т. 2, ч. 1, М., 1960; И. А. Вышнеградский, 1831 — 1895, в кн.: Антология пед. мысли, т, 2 — Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, сост. H. H. Кузьмин. М., 1989, с. 214—15. H. H. Кузьмин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич
(20 декабря 1831 г.[1 января 1832 г.] – 25 марта[6 апреля] 1895 г.) – ученый и государственный деятель, создатель русской конструкторской школы, основоположник теории автоматического регулирования, один из теоретиков и организаторов профессионально-технического образования в России.
Почетный член Петербургской АН (1888). Окончил физико-математический факультет Главного педагогического института (1851), преподавал математику в средних учебных заведениях, физику и прикладную механику в Михайловском артиллерийском училище.
Создал ряд руководств по элементарной механике, ввел преподавание курса теоретических основ машиностроения, для студентов – курсовое и дипломное проектирование. Автор крупных трудов по механике.
В 1867–1978 гг. – инженер-механик Главного артиллерийского управления, с 1875 г. – директор Петербургского технологического института. В 80-е гг. занимался коммерческой деятельностью. С 1886 г. – член Государственного совета, в 1888–1892 гг. – министр финансов.
Вышнеградский И.А. – автор «Проекта общего нормального плана промышленного образования в России» (1884) – первого концептуального документа по созданию системы профессионального образования, соответствующей требованиям промышленного развития страны. Вышнеградский И.А. исходил из того, что рыночные отношения, конкурентная борьба, наемный труд могут дать положительные результаты, если будет создан рынок квалифицированной рабочей силы. Защищал демократические принципы построения низшего и среднего профессионального образования как части общей системы просвещения. Его план предусматривал подготовку работников промышленности всех уровней. По Вышнеградскому И.А., низшие звенья специалистов (рабочие-мастера, помощники инженеров) должны реализовывать исполнительские функции, оставляя творческие функции инженерам, руководителям производства. Способствовал внедрению в практику технологического института операционной системы производственного обучения. Вышнеградский И.А. отдавал предпочтение специальным учебным заведениям перед системой ученичества. Отстаивал необходимость развития реального образования. Подготовил (1881) записку «О реальных училищах». Подчеркивал необходимость согласования между специальным обучением разных уровней и системой соответствующих ступеней общественного образования. Важной предпосылкой развития профессионального образования считал введение в общеобразовательную школу уроков ручного труда. Его «Проект... плана...» лег в основу закона «Основные положения о промышленных училищах» (1888), действовавшего до 1917 г.
По инициативе Вышнеградского И.А. в 1883 г. при Ученом комитете МНП было создано отделение по техническому и профессиональному образованию – первый официальный орган по руководству низшими и средними профессиональными учебными заведениями.
Лит.: Кирпичев В.Л. И.А. Вышнеградский как профессор и ученый // Вестник общества технологов. 1895. № 6; Бородин А.П. И.А. Вышнеградский. – К., 1895; Андронов А.А. И.А. Вышнеградский // Люди русской науки. Кн. 4. – М., 1965; История русской экономической мысли. Т. 2, ч. 1. М., 1960; И.А. Вышнеградский. 1831–1895 // Антология педагогической мысли. Т. 2 / Сост. Н.Н. Кузьмин. – М., 1989.
Н.Н. Кузьмин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.