такой способ организации текста, который позволяет фиксировать внимание адресата на его определённых частях, выдвигая на первый план особенно важные элементы сообщения. В. — понятие, связанное с управлением вниманием Адресата (см.) в ходе восприятия им текста.
В. осуществляется за счёт размещения ключевых для всего текста высказываний в т.н. «сильных» («отмеченных») позициях (заглавии, абсолютном начале или конце текста, эпиграфе, лиде) или создания особых «схем выдвижения» — такого размещения тропов и фигур, которое позволяет привлечь внимание к отдельному фрагменту текста. К «схемам выдвижения» относят стилистическую конвергенцию (взаимодействие изобразительно-выразительных средств в каком-л. фрагменте тексте на основе выполнения ими единой функции), сцепление (появление сходных элементов в сходных позициях, способствующее целостности текста, напр., рифма), обманутое ожидание (нереализация определённых ожиданий адресата в процессе развёртывания речи). В. осуществлено удачно, если пики внимания адресата приходятся на наиболее важные в смысловом отношении фрагменты текста.
По мнению И.В. Арнольд, «типы выдвижения охватывают либо весь текст, либо небольшие его отрезки. Этим они отличаются от стилистических приёмов, радиус действия которых значительно меньше и которые входят в структуры выдвижения как составные их части» [Арнольд 1978: 24]. Типы выдвижения рассматриваются в работах С. Левина, Р. Якобсона, М. Риффатера, Л. Долежела, П. Гарвина, Л. Милик, И.В. Арнольд, И.В. Пекарской, Г.Г. Хазагерова и других исследователей. К ним относят «схемы выдвижения», семантический повтор, Градацию (см.), Ретардацию (см.), контраст (см. Стилистический контраст), текстовые фигуры и некоторые другие явления. Логическая неоднородность ряда типов В. свидетельствует о недостаточной разработанности теории В. в современной лингвистике.
Иногда термин «выдвижение» используют как синоним «актуализации», обозначая им необычное использование средств языка (см., напр., [Кухаренко 1988: 15; Чулкова 1978: 82]), или «акцентирования» — привлечения внимания адресата к коммуникативно значимым элементам речи [Москвин 2006: 43].
Лит.: Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4; Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М., 2002; Банникова И.А. Актуализация — выдвижение — стилистический контекст // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. Вып. 15. Саратов, 1980; Варинская A.M.Становление русской лингвостилистической терминологии (функционально-стилистический аспект). (Приложение. Материалы к словарю-справочнику в аспекте проблемы «Становление терминосистемы науки о языке художественной литературы»): КД. Одесса, 1990; Вахек И. Лингвистический словарь пражской школы. М., 1964; Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Ч. 1. Абакан, 2000; Седых Э.В. Контраст в поэзии как один из типов выдвижения (на примере циклов стихотворений «Песни Неведения» и «Песни Познания» Уильяма Блейка): КД. СПб., 1997; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Чулкова B.C. Многочленный стилистический приём как одно из средств интеграции текста (на материале англоязычных прозаических текстов): КД. М., 1978; Milic L.T. Style and Stylistics. An Analytical Bibliography. N.Y., Ldn., 1967.
Г.А. Копнина
0.00 байт
О подготовке будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин к использованию метода выдвижения г
В статье рассмотрены основные положения методологии научного познания, касающиеся значения и сущности метода выдвижения гипотез в научном и учебном познании, предложена методика ознакомления с понятием «гипотеза» при изучении школ