ВЫДВИЖЕНИЕ

Найдено 1 определение
ВЫДВИЖЕНИЕ
такой способ организации текста, который позволяет фиксировать внимание адресата на его определённых частях, выдвигая на первый план особенно важные элементы сообщения. В. — понятие, связанное с управлением вниманием Адресата (см.) в ходе восприятия им текста.
В. осуществляется за счёт размещения ключевых для всего текста высказываний в т.н. «сильных» («отмеченных») позициях (заглавии, абсолютном начале или конце текста, эпиграфе, лиде) или создания особых «схем выдвижения» — такого размещения тропов и фигур, которое позволяет привлечь внимание к отдельному фрагменту текста. К «схемам выдвижения» относят стилистическую конвергенцию (взаимодействие изобразительно-выразительных средств в каком-л. фрагменте тексте на основе выполнения ими единой функции), сцепление (появление сходных элементов в сходных позициях, способствующее целостности текста, напр., рифма), обманутое ожидание (нереализация определённых ожиданий адресата в процессе развёртывания речи). В. осуществлено удачно, если пики внимания адресата приходятся на наиболее важные в смысловом отношении фрагменты текста.
По мнению И.В. Арнольд, «типы выдвижения охватывают либо весь текст, либо небольшие его отрезки. Этим они отличаются от стилистических приёмов, радиус действия которых значительно меньше и которые входят в структуры выдвижения как составные их части» [Арнольд 1978: 24]. Типы выдвижения рассматриваются в работах С. Левина, Р. Якобсона, М. Риффатера, Л. Долежела, П. Гарвина, Л. Милик, И.В. Арнольд, И.В. Пекарской, Г.Г. Хазагерова и других исследователей. К ним относят «схемы выдвижения», семантический повтор, Градацию (см.), Ретардацию (см.), контраст (см. Стилистический контраст), текстовые фигуры и некоторые другие явления. Логическая неоднородность ряда типов В. свидетельствует о недостаточной разработанности теории В. в современной лингвистике.
Иногда термин «выдвижение» используют как синоним «актуализации», обозначая им необычное использование средств языка (см., напр., [Кухаренко 1988: 15; Чулкова 1978: 82]), или «акцентирования» — привлечения внимания адресата к коммуникативно значимым элементам речи [Москвин 2006: 43].
Лит.: Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4; Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М., 2002; Банникова И.А. Актуализация — выдвижение — стилистический контекст // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. Вып. 15. Саратов, 1980; Варинская A.M.Становление русской лингвостилистической терминологии (функционально-стилистический аспект). (Приложение. Материалы к словарю-справочнику в аспекте проблемы «Становление терминосистемы науки о языке художественной литературы»): КД. Одесса, 1990; Вахек И. Лингвистический словарь пражской школы. М., 1964; Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Ч. 1. Абакан, 2000; Седых Э.В. Контраст в поэзии как один из типов выдвижения (на примере циклов стихотворений «Песни Неведения» и «Песни Познания» Уильяма Блейка): КД. СПб., 1997; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Чулкова B.C. Многочленный стилистический приём как одно из средств интеграции текста (на материале англоязычных прозаических текстов): КД. М., 1978; Milic L.T. Style and Stylistics. An Analytical Bibliography. N.Y., Ldn., 1967.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

О подготовке будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин к использованию метода выдвижения г

Стерелюхин Александр Иванович, Старцева Нина Ивановна, Федоров Виктор Александрович
В статье рассмотрены основные положения методологии научного познания, касающиеся значения и сущности метода выдвижения гипотез в научном и учебном познании, предложена методика ознакомления с понятием «гипотеза» при изучении школ
Читать PDF
0.00 байт

Феномен выдвижения профессиональных и социальных лидеров в регионе

Лурье Леонид Израилевич
Автор исходит из позиции, что становление профессиональной элиты выступает как комплексная проблема реформирования образования. Сегодня нужна программа решения задач, стоящих перед российским обществом, средствами образования.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен выдвижения профессиональных и социальных лидеров в регионе

Лурье Леонид Израилевич
Читать PDF
0.00 байт

Целеполагание как процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся

Ерохина Людмила Юрьевна
В статье рассмотрена структура целеполагания учащихся как процесса, осуществление которого обеспечивает субъектную активность и успешность в учении и повседневной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы

Сериков Владислав Владиславович
В статье прослеживается основная логическая линия развития педагогического исследования: от возникновения идеи и замысла до выдвижения гипотезы.
Читать PDF
0.00 байт

Приём выдвижения смысловых гипотез в ходе обучения восприятию и интерпретации художественного текста

Богданова Елена Святославовна
В статье анализируется способность человека к упреждению, выдвижению смысловых гипотез и антиципации в речевой деятельности и рассматривается возможность опоры на данные механизмы при обучении старших школьников восприятию и интер