ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
метод исследования общих свойств совокупности объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов, взятых на выборку.
Необходимость применения такого метода в профессиональной педагогике объясняется либо невозможностью, либо экономической невыгодностью исследованию всей совокупности объектов.
Главная проблема данного метода исследования состоит в том, чтобы определить, насколько уверенно можно по свойствам отобранных объектов судить с действительных свойствах генеральной совокупности. При этом увеличение размера выборки при прочих равных условиях дает большую уверенность, но поскольку нужна возможно меньшая выборка, то вырабатываются способы, которые либо обеспечивают повышение точности оценок при фиксированном размере выборки, либо позволяют уменьшить размер выборки, требуемый для получения заданной точности.
Генеральная совокупность – совокупность единиц, из которой производится отбор некоторой их чести для статистического обследования. Это одно из основных понятий выборочного метода.
Выборочная совокупность – совокупность единиц отобранных из генеральной совокупности для выборочного наблюдения, образуется с помощью различных способов отбора.
Отбор бывает индивидуальный и групповой (серийный). При индивидуальном отборе за один прием отбирается по одной единице и это повторяется столько раз, сколько надоотобрать единиц. При групповом отборе за один прием отбирается одновременно сразу по несколько единиц. Если отбор единиц осуществляется сериями, то он носит название серийного.
Отбор единиц может быть возвратным (повторным), когда отобранные один раз единицы не исключаются из дальнейшего отбора и могут быть отобраны повторно, и безвозвратным (безповторным), когда возврат единиц исключается. В математической статистике принят принцип случайного отбора. Он означает, что каждый элемент имеет разный шанс попасть в выборку.
Способ отбора объектов – это решающее условие качества выводов для любого выборочного исследования и во многом определяется особенностями предмета исследования. Среди изучаемых характеристик чаще всего берется доля объектов с тем или иным признаком в совокупности или средняя величина признака. Суждение по этой проблеме носит вероятный характер, и задача сводится к тому, чтобы степень вероятности правильного суждения была возможно большей.
Выборочные методы применяются как в научных педагогических исследованиях, так и в педагогическом эксперименте.
В теории выборочных методов рассматриваются следующие основные вопросы: способы отбора объектов, подлежащих наблюдению;
принципы организации выборочных обследований; оценка выборочных данных, их репрезентативности;
ошибки, возникающие при использовании данного метода;
причины, порождающие ошибки, способы борьбы с ними и приемы определения размеров ошибок;
распределение результатов на всю совокупность объектов.
В.м.и. при правильной его организации и проведении дает достаточно верные данные. Точность результатов, полученных с помощью выборочных методов, зависит от способа отбора единиц для наблюдения, от степени изменения признака в совокупности, от числа единиц, подвергаемых наблюдению. Степень зависимости точности результатов выборочных методов от указанных обстоятельств устанавливает математическая теория. Теория выборочных методов основана на законе больших чисел. Применительно к выборке это означает, что средняя арифметическая признака в выборочной совокупности будет сколь угодно близка к средней арифметической в генеральной совокупности при достаточно большом объеме выборки. Решение исходных теоретических вопросов и основных вопросов практического применения математической теории выборочных методов можно найти в теореме о средних величинах П.Л. Чебышева. Решение частных случаев дается в теореме Бернулли.
Лит.: Каазик Ю.Я. Математический словарь. – Таллин, 1985; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. – М., 1987.
Г.Н. Варковецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.