ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Выбор профессии
1) решение об оптимальном соотношении между личными склонностями и способностями, с одной стороны, и возможностью получения профессии, потребности общества в кадрах — с другой; 2) выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках потребностей народного хозяйства, сложившейся на основе существующего разделения труда. Выбор профессии, впрочем, как и особенности психики человека, в решающей степени зависит от качества воспитания и обучения. Компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе; обусловливает необходимость поиска новых психолого-педагогических технологий содействия выбору профессии учащихся.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
или профессиональный выбор – один из этапов профессионального самоопределения личности.
В.п. – сознательная деятельность личности, включающая в себя следующие элементы: формирование цели выбора, сбор необходимой информации, обсуждение возможных вариантов решения, отбор наиболее рациональной альтернативы, акт принятия решения, его реализации.
Под профессиональным выбором понимается деятельность личности по принятию или не принятию одной из возможных альтернатив будущего профессионального развития, как один из результатов хода профессионального самоопределения.
В профессиональном выборе условно выделяются два этапа: этап предварительного выбора и этап практического принятия решения о В.п. (см. Принятие решения о выборе профессии).
Этап предварительного В.п. охватывает весь подростковый период и большую часть юношеского возраста.
На этом этапе разные виды деятельности сортируются подростком или юношей и оцениваются вначале с точки зрения собственных интересов («Я люблю, мне нравится»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошие успехи в математике, не заняться ли ею») и затем, с точки зрения системы ценностей субъекта выбора («Я хочу помогать людям, стану врачом», «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию»).
Интерес к определенному виду деятельности стимулирует учащегося больше заниматься этим видом деятельности, это развивает его способности, а они, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, подкрепляют интерес учащегося.
Практическое принятие решения, собственно В.п., включает в себя два компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, выбор конкретной специальности.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения о В.п. играет оценка собственных объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья.
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессии в целом, содержании и требованиях каждой из них, о себе самом, своих способностях и интересах.
В.п. и степень реализации жизненных планов выпускников школ во многом определяются социальными условиями, особенно образовательным уровнем родителей.
Лит.: Блонский П.П. Выбор профессии. – М., 1961; Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. – М., 1996; Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. – М., 1986; Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
В.И. Коваль
В.п. – сознательная деятельность личности, включающая в себя следующие элементы: формирование цели выбора, сбор необходимой информации, обсуждение возможных вариантов решения, отбор наиболее рациональной альтернативы, акт принятия решения, его реализации.
Под профессиональным выбором понимается деятельность личности по принятию или не принятию одной из возможных альтернатив будущего профессионального развития, как один из результатов хода профессионального самоопределения.
В профессиональном выборе условно выделяются два этапа: этап предварительного выбора и этап практического принятия решения о В.п. (см. Принятие решения о выборе профессии).
Этап предварительного В.п. охватывает весь подростковый период и большую часть юношеского возраста.
На этом этапе разные виды деятельности сортируются подростком или юношей и оцениваются вначале с точки зрения собственных интересов («Я люблю, мне нравится»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошие успехи в математике, не заняться ли ею») и затем, с точки зрения системы ценностей субъекта выбора («Я хочу помогать людям, стану врачом», «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию»).
Интерес к определенному виду деятельности стимулирует учащегося больше заниматься этим видом деятельности, это развивает его способности, а они, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, подкрепляют интерес учащегося.
Практическое принятие решения, собственно В.п., включает в себя два компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, выбор конкретной специальности.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения о В.п. играет оценка собственных объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья.
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессии в целом, содержании и требованиях каждой из них, о себе самом, своих способностях и интересах.
В.п. и степень реализации жизненных планов выпускников школ во многом определяются социальными условиями, особенно образовательным уровнем родителей.
Лит.: Блонский П.П. Выбор профессии. – М., 1961; Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. – М., 1996; Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. – М., 1986; Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
В.И. Коваль
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.