ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Выбор профессии
1) решение об оптимальном соотношении между личными склонностями и способностями, с одной стороны, и возможностью получения профессии, потребности общества в кадрах — с другой; 2) выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках потребностей народного хозяйства, сложившейся на основе существующего разделения труда. Выбор профессии, впрочем, как и особенности психики человека, в решающей степени зависит от качества воспитания и обучения. Компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе; обусловливает необходимость поиска новых психолого-педагогических технологий содействия выбору профессии учащихся.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
или профессиональный выбор – один из этапов профессионального самоопределения личности.
В.п. – сознательная деятельность личности, включающая в себя следующие элементы: формирование цели выбора, сбор необходимой информации, обсуждение возможных вариантов решения, отбор наиболее рациональной альтернативы, акт принятия решения, его реализации.
Под профессиональным выбором понимается деятельность личности по принятию или не принятию одной из возможных альтернатив будущего профессионального развития, как один из результатов хода профессионального самоопределения.
В профессиональном выборе условно выделяются два этапа: этап предварительного выбора и этап практического принятия решения о В.п. (см. Принятие решения о выборе профессии).
Этап предварительного В.п. охватывает весь подростковый период и большую часть юношеского возраста.
На этом этапе разные виды деятельности сортируются подростком или юношей и оцениваются вначале с точки зрения собственных интересов («Я люблю, мне нравится»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошие успехи в математике, не заняться ли ею») и затем, с точки зрения системы ценностей субъекта выбора («Я хочу помогать людям, стану врачом», «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию»).
Интерес к определенному виду деятельности стимулирует учащегося больше заниматься этим видом деятельности, это развивает его способности, а они, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, подкрепляют интерес учащегося.
Практическое принятие решения, собственно В.п., включает в себя два компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, выбор конкретной специальности.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения о В.п. играет оценка собственных объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья.
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессии в целом, содержании и требованиях каждой из них, о себе самом, своих способностях и интересах.
В.п. и степень реализации жизненных планов выпускников школ во многом определяются социальными условиями, особенно образовательным уровнем родителей.
Лит.: Блонский П.П. Выбор профессии. – М., 1961; Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. – М., 1996; Климов Е.А. Психологические основы выбора профессии. – М., 1986; Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
В.И. Коваль

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.43 кб

Мотивы выбора профессии

Некрасова О.Н.
В статье рассматриваются основные мотивы выбора профессии современной молодежью, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, а также причины, по которым важно выбрать профессию «правильно».
Читать PDF
135.90 кб

Выбор профессионального пути

Скоморохова Анастасия Геннадиевна
Рассматриваются особенности выбора профессии молодым поколением, факторы и мотивы, влияющие на ее выбор, специфика сферы гражданской авиации, кадровое состояние и способы привлечения в эту сферу молодых специалистов.
Читать PDF
878.59 кб

Обучение химии и выбор профессии

Бельницкая Е.А.
Важными качествами личности специалиста химика в современном мире являются умение работать с информацией и делать выбор, личная ответственность и адаптивность.
Читать PDF
169.68 кб

Мотивация учения и выбора профессии

Полещук Г. С.
Читать PDF
150.72 кб

Первые шаги к выбору будущей профессии

Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна, Рыжкова Тамара Владимировна
Успешность профессионального самоопределения прежде всего зависит от сформированной внутренней активной позиции ученика, информированности о рынке профессий и образовательных учреждениях города.
Читать PDF
249.14 кб

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЮНОШИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Маркс Карл
Читать PDF
849.45 кб

Проблемы в выборе медицинской профессии

Шурупова Р. В.
В статье представлены результаты анкетирования первокурсников и аспирантов по изучению основной мотивации их поступления в ММА им. И.М.
Читать PDF
267.84 кб

Темперамент как фактор выбора профессии

Буянова Галина Витальевна
Аннотация.
Читать PDF
1.11 мб

Родители и дети: путь к выбору профессии

Зарембо Галина Валерьевна, Углов Владимир Владимирович, Герасименко Татьяна Николаевна
Сообщается, что в монографии «Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников» (2016), подготовленной Т. Д. Зеленкиной, Е. Ю. Пряжниковой и М. Г.
Читать PDF
191.93 кб

Мотивы выбора профессии старшеклассниками

Давыдюк Л. В., Истратова О. Н.
Читать PDF
552.99 кб

Аксиологический подход к выбору профессии

Тараканова Елена Васильевна, Фомин Александр Владимирович
В статье представлен краткий обзор развития философско-социологических представлений о ценностях, их взаимосвязи с престижем отдельных занятий и профессиональным выбором.
Читать PDF
608.85 кб

Факторы выбора профессии старшеклассниками

Макаров В. К., Борисова Е. А.
Читать PDF
6.37 мб

Мотивы выбора профессии медицинской сестры

Чернецкая Надежда Игоревна, Комолкина Оксана Ильинична
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского колледжа.
Читать PDF
139.52 кб

Выбор технологий профессионального обучения

Сергеева Марина Георгиевна
В статье рассматриваются технологии профессионального обучения и проблема их выбора в современных условиях, представлена структура педагогической технологии и введено авторское понятие технологии профессионального обучения
Читать PDF
200.16 кб

Выбор профессии как психологический феномен

Ретунская Татьяна Николаевна
В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии.

Похожие термины:

  • ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

    Готовность к принятию решения о профессиональном выборе принимается как сформированность у субъекта выбора структуры личностных механизмов, обеспечивающих адекватный выбор одной из альтернати
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ

    в Рос. Федерации уч курс, изучаемый в 8—9-х кл (до 1989/90 уч г. в 7—8-х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч. и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в созн
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

    в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8-9-х классах (до 1989/90 учебного года в 7-8-х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора уча
  • МЕТОДИКА ВЫБОРА ВАРИАНТА СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

    Работа по расширению сферы совмещения профессий и производственных функций осуществляется в четыре основных этапа: подготовка проведения работ; изучение и оценка возможности совмещения професс