элемент педагогической деятельности.
Каждый метод реализует определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В то же время в любом акте обучающей деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействие педагогов и учащихся. Учет функций различных методов обучения и их места в учебном процессе является важнейшим исходным условием, определяющим их оптимальный выбор.
Другим условием эффективности В.м.о. является комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит В.м.о. в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.
Следующим критерием можно назвать соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что эти возможности у разных методов различны.
Третьим критерием выбора методов является их соответствие специфике содержания обучения. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое
– дедуктивного метода, одно может производить его поисковое изучение, другое окажется недоступным для применения такого метода и т.д. Необходима специальная оценка возможностей различных методов в раскрытии конкретного содержания.
Критерием В.м.о. является также соответствие их избранным формам организации учебного процесса, так как общегрупповые, бригадные (звеньевые) и индивидуальные формы работы потребуют различных методов обучения.
В.м.о. следует соотносить также с логикой процесса учебного познания.
Процессу логического обобщения соответствуют такие способы действий учащихся, как формирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий и т.п. Преподаватель (мастер) руководит этими мыслительными процессами учащихся через организацию бесед, самостоятельных работ учащихся по решению различных задач, выполнение упражнений в проектировании технологических процессов и др.
Убеждение в истинности полученных знаний и умений может осуществляться через практические работы, проведение экспериментов в ходе лабораторно-практических работ, теоретический анализ жизненных и производственных ситуаций и явлений, через сопоставление различных взглядов на одно и то же явление.
При В.м.о. необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т.е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на уроке, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения – их разнообразие. Однако разнообразие методов – не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще не указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному В.м.о.
При В.м.о. необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Таким образом, не только содержание, но и способности самой аудитории влияют на В.м.о. Вместе с тем, учет уровня возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эти возможности.
И наконец, В.м.о. необходимо всегда соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.
Необходимо подчеркнуть взаимосвязь и комплексное применение всех названных критериев В.м.о. При отсутствии хотя бы одного их них процедура выбора будет нецелостной, недостаточно эффективной.
Рассмотренные условия, критерии и требования к оптимальному В.м.о. в целом характерны применительно к информационным технологиям обучения. Вместе с тем специфика информационных технологий определяет и специфику подхода к их внедрению и выбору методов использования.
Прежде всего применение информационных технологий обучения в решающей степени определяется наличием соответствующих средств – технических и особенно программных. Только при наличии качественно разработанных педагогических программных средств – ППС – информационные технологии могут дать ожидаемый эффект.
Во-вторых, далеко не всегда педагогически оправдано использование компьютеров на уроках, замена ими других средств обучения. Компьютер и ППС следует рассматривать как элемент системы средств обучения. Оптимальным является сочетание информационных и традиционных технологий обучения.
Применение информационных технологий регламентируется также рядом гигиенических требований, ограничивающих частоту и время работы учащихся на компьютерах.
Критериями отбора учебного материала для изучения с применением информационных технологий являются:
важность (значимость) данного учебного материала в предмете;
наглядность – возможность его представления средствами статической и динамической наглядности в виде схем, графиков, диаграмм, чертежей, картинок и т.п.;
структурирование по определенным параметрам (свойствам, характеристикам), т.е. возможность четко выделить отдельные структурные элементы, произвести классификацию и систематизацию материала;
формализуемость – возможность представить учебный материал в формальной форме и описать его с помощью математических методов;
новизна – содержание в учебном материале новых элементов знания по сравнению с ранее известным.
Решение вопроса о внедрении информационных технологий обучения во многом связано с кадровым потенциалом учебного заведения. Работа преподавателя при этом требует более высокой квалификации, чем при традиционном обучении. Во-первых, он долженобладать знаниями, не меньшими, чем те, что содержатся в компьютерной программе. Во-вторых, реальное достижение индивидуального обучения возможно только при использовании различных методик, различных подходов к изучению учебного материала, совместного их применения в процессе обучения. Преподаватель должен в совершенстве владеть этими методиками, чтобы быть в состоянии в любой момент работы компьютера
проконсультировать учащихся и перейти от компьютерного обучения к традиционному. В- третьих, преподаватель должен глубоко изучить применяемое программное обеспечение и, учитывая открытость его, привносить собственный опыт в имеющиеся разработки.
Лит.: Выбор методов обучения в средней школе / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981; Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996; Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
В.А. Скакун