ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
1) Элемент урока производственного обучения. 2) Учебная деятельность мастера производственного обучения на начальном этапе урока (занятия). Основная цель вводного инструктажа – формирование ориентировочной основы действий на предстоящем уроке. Содержание и структура вводного инструктажа, взаимосвязь с другими элементами урока зависят от этапа производственного обучения, учебно-производственной цели и содержания урока. Вводный инструктаж включает обычно следующие структурные элементы: целевую установку на урок, закрепление ранее усвоенных знаний и умений и опору на них; разбор заданий, чертежей, схем, технических требований, демонстрацию образцов, сообщение норм времени (выработки), ознакомление обучающихся с материалами, инструментами, приспособлениями, которые будут применяться на уроке; объяснение последовательности выполнения типичных работ (изготовления деталей, изделий, сборки, наладки и т. п.); объяснение и показ приемов и способов выполнения задания, а также контроля и самоконтроля выполняемой работы; разбор инструкционных, инструкционно-технологических карт и другой документации письменного инструктирования: рассмотрение типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения; объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности и требований экологии; проверку усвоения материала вводного инструктажа; пробное выполнение обучающимися показанных мастером трудовых приемов; выдачу обучающимся заданий на урок.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
(инструктирование) – элемент организационной структуры урока производственного обучения; обучающая деятельность мастера производственного обучения на начальном этапе урока.
Основная часть В.и. – формирование ориентировочной основы деятельности учащихся на предстоящем уроке. Содержание и структура В.и., длительность проведения, взаимосвязь с другими элементами урока зависят от периода производственного обучения, учебно-производственной цели и содержания урока. В.и. проводится, как правило, фронтально, для учащихся всей учебной группы. Обычная продолжительность В.и. в подготовительный период производственного обучения, когда учащиеся осваивают основы профессии – трудовые приемы, операции и их сочетания – 30–35 мин. Большая продолжительность В.и. неэффективна, так как учащиеся устают и не воспринимают разъяснений мастера. Продолжительность В.и. на уроках в период освоения профессии зависит от содержания учебно-производственных работ, уровня подготовленности учащихся к их выполнению.
На В.и. прежде всего сообщается тема и цель предстоящего урока (этап целевой установки на урок), проверяются знания и умения учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации знаний и опыта учащихся) (см.
Структура урока производственного обучения; Урок производственного обучения в учебной мастерской).
Эффективность проверки знаний и умений учащихся во многом зависит от правильного подбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса.
Цель опроса на уроках производственного обучения не столько в том, чтобы выявить наличие знаний у учащихся (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы обеспечить применение этих знаний на практике, связать теорию и практику. Поэтому вопросы для такой увязки должны иметь по преимуществу практическую направленность.
Наибольший эффект в смысле активизации мышления, сообразительности, смекалки учащихся, актуализации знаний и опыта учащихся имеют «продуманные» вопросы, удельный вес которых должен нарастать постепенно, по мере накопления учащимися опыта и знаний.
В целях актуализации накопленного опыта на уроках, где будет продолжаться изучение темы, учащимся предлагаются вопросы на воспроизведение приемов и способов выполнения работ, отработанных на прошлых уроках.
Важно также ставить перед учащимися вопросы, которые требуют применения знаний, полученных на уроках общеобразовательных предметов, прежде всего физики, химии,математики, биологии: на обоснование физического смысла действия, процесса или явления; на объяснение химизма процесса; на выполнение расчетов и т.п. Это во многом способствует развитию интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у учащихся взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.
Эффективным педагогическим средством создания у учащихся ориентировочной основы деятельности на уроке является личный показ и объяснение мастером приемов и способов выполнения предстоящих учебно-производственных работ (см. Показ трудовых действий), особенно на В.и. в подготовительный период производственного обучения.
Важно правильно отобрать объекты демонстрации. Показывать нужно только те трудовые приемы и способы, которые для учащихся на данном уроке являются новыми. Ранее изученные приемы и способы, которые будут применяться в ходе работы, показывать нет необходимости, нужно только убедиться, что учащиеся умеют их выполнять.
Опытные мастера практикуют предварительное пробное выполнение учащимися приемов и операций, которые им предстоит отработать на уроке. При этом показ приемов сопровождается лишь очень краткими пояснениями, после чего учащимся предлагается сразу же приступить к упражнениям. И только после такого пробного выполнения, когда учащиеся накопят некоторый опыт, «обожгутся на ошибках», мастер, учитывая допущенные ошибки, подробно объясняет и показывает, какими должны быть правильные структура, способы и координация движений, темп выполнения действия и т.д. Такой способ создания ориентировки применяется при изучении операции и видов работ, связанных со сложной координацией движений.
По мере накопления опыта учащимися мастер широко привлекает их к активному самостоятельному анализу новых приемов и способов работы: их структуры, применяемых средств, взаимосвязи, способов контроля и самоконтроля, критериев качества выполнения и т.д. на основе ранее приобретенного опыта. Процесс обучения при этом строится на творческой, поисковой основе.
В период освоения профессии, когда учащиеся обучаются в процессе выполнения простых и сложных работ комплексного характера, основу этой части В.и. составляет рассмотрение технологической последовательности выполнения таких работ. В этот период обучения учащиеся, как правило, на уроке выполняют различные по содержанию, сложности, продолжительности работы, что вносит определенную специфику в организацию и методику В.и.
Если на уроке работа будет выполняться от начала до конца (выполнение работы требует небольшого времени), мастер объясняет полностью весь технологический процесс. Если изготовление изделия (выполнение работы) будет продолжаться несколько рабочих дней (уроков), на первом уроке мастер кратко излагает общую последовательность всего технологического процесса, затем подробно рассматривает только ту его часть, ориентируясь на ученическую норму времени, которая характерна для данного урока.
Если на уроке будут выполняться различные работы, мастер проводит подробное фронтальное инструктирование всех учащихся группы по наиболее типичным, характерным для большинства работ, а объяснение особенностей процесса выполнения других работ переносит на бригадный или индивидуальный В.и. в зависимости от содержания работы.
По мере накопления опыта учащихся мастер больше привлекает к самостоятельному определению последовательности выполнения работы. При этом широко применяется беседа, обмен мнениями, рассмотрение технологий выполнения работ, разработанных учащимися в порядке выполнения домашних заданий. Репродуктивный подход к инструктированию постепенно и постоянно трансформируется в продуктивный, поисковый.
Определенную особенность представляет проведение этой части В.и. при наличии у мастера инструкционной (инструкционно-технологической) карты. Мастеру необходимо так организовать свою деятельность, чтобы карты были органически включены в процесс В.и. и урока в целом. Особую ценность представляют инструкционно-технологические и технологические карты, в которых технологические переходы иллюстрированы не эскизами, а натуральными объектами (образцами) работ, обработанными на соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте значительнобольшую наглядность и действенность, так как в этом случае учащиеся не только руководствуются картой в определении последовательности обработки (изготовления), но и имеют возможность сравнивать свою работу с образцом.
Большие возможности повышения качества производственного обучения, в частности с обучения технологическому планированию, открываются в связи с компьютеризацией учебного процесса. С помощью компьютера возможно оптимизировать выбор необходимой последовательности и расчет режимов выполнения работ. Компьютер при этом может служить справочником для поиска данных контролером-экзаменатором для проверки правильности выбора или расчета, репетитором для упражнений, тренажером с обратной связью для настройки станка, имитатором для ввода данных (например, в станок с ЧПУ) и т.п.
C помощью ЭВМ возможно также организовать упражнения по разработке технологического процесса обработки, изготовления, наладки. При этом в компьютер вводятся различные варианты рациональных технологий, с которыми машина сравнивает технологии, разработанные учащимися, и выдает свои суждения и оценки этих технологий.
Возможны варианты, когда компьютер сблокирован со щитом управления станком и дает команду на пуск его только при условии ввода правильной технологии обработки детали и рациональных режимов. В некоторых учебных заведениях опыт использования компьютеров в производственном обучении начинает складываться, хотя в целом проблемы использования ЭВМ в учебно-производственном процессе еще ждут своего решения.
Следующий элемент В.и. – рассмотрение типичных ошибок учащихся, возможных затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения. Здесь следует подчеркнуть три момента. Первый: анализируя возможные ошибки и дефекты в работе учащихся, не следует демонстрировать эти ошибки (а если демонстрировать, то в резком контрасте с правильными приемами). В противном случае учащиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, начинают зачастую выполнять работу так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.
Второй момент. Искусство мастера при В.и. состоит в том, чтобы содержание и методика его проведения предупредили типичные ошибки, затруднения, дефекты в работе учащихся. Это один из важнейших показателей педагогического мастерства.
И третий момент: по мере накопления опыта учащихся их все больше привлекают к самостоятельному анализу типичных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения. Эту линию в тактике и стратегии педагогической деятельности мастер проводит на всех этапах производственного обучения.
Важное значение при выполнении учащимися работ комплексного характера, особенно на более поздних этапах производственного обучения, имеет правильно организованный контроль за ходом работы учащихся. При этом мастер заранее определяет наиболее ответственные технологические переходы и обязательно в ходе урока контролирует качество их выполнения – производит так называемый межоперационный контроль.
При проведении В.и. учащимся подробно объясняется организация и содержание такого межоперационного контроля, а также требования к качеству работы на соответствующих этапах. Это весьма эффективный методический прием, он способствует развитию у учащихся привычки к регулярному эффективному самоконтролю, с одной стороны, и является эффективным средством предупреждения массового брака – с другой.
При рассмотрении вопросов организации рабочего места, подготовки к работе, правил безопасности важно, наряду с указаниями «что делать», дать учащимся четкие рекомендации «как делать», «почему так, а не иначе», чтобы учащиеся воспринимали не только устные указания мастера, но четко и наглядно представляли, как это должно делаться в действительности и почему. Лучшей иллюстрацией правильной организации и порядка на рабочем месте должно быть рабочее место мастера.
В процессе В.и., особенно в период освоения профессии, учащимся подробно и доходчиво раскрывают конкретные вопросы экономики производственного процесса, в котором они принимают участие: структура норм и времени выработки; себестоимостьпродукции и ее структура; отпускная цена изделия (работы) и ее составляющие; прибыль, получаемая учебным заведением от реализации продукции; размер заработной платы учащегося на единицу продукции; пути повышения производительности труда и прибыли при выполнении учебно-производственных работ; роль и место каждого учащегося в повышении экономической эффективности работы учебных мастерских и т.д. Важно, чтобы учащиеся не только теоретически разобрались в этих экономических вопросах, но на основе их знания активно включались в коллективный поиск путей повышения качества и производительности своего труда, труда своей бригады, группы, сознательно вносили свой вклад в переход учебных мастерских на хозрасчетные формы хозяйствования.
Важный структурный элемент В.и. – закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.
Закрепление и проверка усвоения материла В.и. осуществляется обычно в форме опроса- беседы с учащимися. Мастер предлагает учащимся воспроизвести показываемые приемы и способы выполнения изучаемой операции, повторить правила их выполнения, порядок технологических процессов и особенности выполнения учебно-производственных работ, контролирует умения учащихся пользоваться справочной и технологической документацией, контрольно-измерительными средствами, производить определение и расчеты режимов, настраивать оборудование, проводить самоконтроль работы, соблюдать требования безопасности.
На такую проверку не нужно жалеть времени, особенно при первоначальном изучении новых приемов и операций. В заключительную беседу следует вовлекать возможно большее количество учащихся, особенно «слабых», варьируя трудность и сложность вопросов. И только убедившись, что большинство учащихся сможет достаточно успешно начать работу, можно давать разрешение приступать к работе на рабочих местах. Если такой уверенности нет, В.и. не может быть оконченным, нужно еще раз повторить то, что не воспринято всеми учащимися до тех пор, пока цель В.и. не будет достигнута. Такова объективная логика учебного процесса! Мастер не имеет права обрекать учащихся на освоение трудового процесса методом «проб и ошибок», рассчитывая на то, что в процессе упражнений он сможет внести коррективы, наверстать упущенное. Это практически невозможно, так как на уроке мастер может уделить индивидуально каждому учащемуся не более 6–8 мин.
Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Батышев С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1993; Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.