ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Школа вспомогательная
специализированное учебновоспитательное учреждение для умственно отсталых детей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
специальное государственное образовательное учреждение для умственно отсталых детей.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ШКОЛА вспомогательная
специализированная общеобразовательная школа для детей с чётко выраженной умственной отсталостью. (Мокиенко, 1998, 667).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ШКОЛА ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
специальное учебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей. Основной их контингент – детиолигофрены в степени дебильности. Как правило, Ш. в. – заведение интернатного типа (см. Школаинтернат). Обучение ведется по специальным программам и соответствует приблизительно содержанию обучения в общеобразовательной начальной массовой школе. Ш. в. обеспечивают и профессиональнотрудовую подготовку. В Ш. в. применяются специальные коррекционновоспитательные методики, направленные на преодоление и ослабление отрицательного действия дефекта (Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давылов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1999. – Т. 2: М–Я. – 672 с.). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
специальное уч.-воспитат. учреждение для умственно отсталых детей; Первые такие учреждения появились во Франции и Германии в нач. 19 в. В России первый вспомогат. класс был открыт в 1908 в Москве, первые В. ш. — в 1910 в Москве и в 1915 в Петербурге.
В Рос. Федерации школы этого типа относятся к гос. общеобразоват. уч. заведениям и находятся в ведении органов образования. Осн. тип В. ш. — школы-интернаты. Значит. часть В. ш. в крупных городах имеет группы продленного дня.
Осн. контингент учащихся В. ш. — дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и др. нарушениями, перечень к-рых определен инструкцией о приеме детей во В. ш. Дети направляются во В. ш. на основании заключения медико-пед. комиссии (районной, областной, городской). Документы для медико-пед. обследования представляются в комиссию органами нар. образования.
Обучение во В. ш. в 20-е гг. продолжалось 5—6 лет, с 1960 — 8 лет. С 1986 начался переход В. ш. на обучение в течение 9 лет. При наличии соответствующих условий допускается организация 10-го кл. с производств. обучением. Обучение специфично по содержанию и объему, ведется по особым уч. планам, программам и учебникам. Значит. объем уч. времени отводится трудовой и проф. подготовке; помимо курсов общеобразоват. предметов программа В. ш. предусматривает занятия по социально-бытовой ориентировке, ритмике и др. Спец. задача В. ш. — макс, коррекция недостатков детей в процессе учебы, воспитания, а также занятий по исправлению дефектов развития и леч.-профилактич. работы. В. ш. призвана обеспечить адаптацию и интеграцию детей в обществе, в частности за счет трудовой и проф. подготовки, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям их умственного и физич. развития. В 1—3-х кл. ведется обучение труду, в 4-м кл. — в уч. мастерских; в 5—9-м кл. проф.-трудовая подготовка; в 10-м кл. производств. обучение (зачисляются учащиеся, способные по состоянию здоровья и уровню интеллекта овладеть профессией; по окончании обучения они сдают квалификац. экзамен на получение нач. разряда по профессии). Виды трудового обучения во В. ш. определяются с учетом производств. окружения школы, возможностей проведения производств. практики и трудоустройства выпускников по месту жительства.
В коррекционно-воспитат. работе, к-рую ведут педагоги-дефектологи, учитываются данные индивидуального психолого-пед. и клинич. изучения учащегося. Наполняемость классов В. ш. — 16 чел., воспитат. групп в 1—4-мкл. — 1С чел., в 5—9-м кл. — 20 чел. Леч.-профилактич. работа во В. ш. осуществляется штатными психоневрологом, педиатром и мед. сестрами. Лит.: Книга для учителя вспомогат. школы, под ред. Г. М. Дульнева, М., 1955; ДульневГ. МОсновы трудового обучения во вспомогат. школе, М., 1969; Обучение во вспомогат. школе, М., 1973; Психол. проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе, М., 1980; ДульневГ. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат. школе, М., 1981; Забранная С. Д., Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения, М., 1988. И. А. Грошенков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия