-morfofunktsionalnye-vozrastnye-osobennosti-stopy-detey-so-skoliozom-morfofunktsionalnye-vozrastnye-osobennosti-stopy-detey-so-skoliozom-morfofunktsionalnye-osobennosti-yazvennoy-bolezni-u-patsientov-starshey-vozrastnoy-gruppy-morfofunktsionalnye-osobennosti-yazvennoy-bolezni-u-patsientov-starshey-vozrastnoy-gruppy-morfofunktsionalnye-osobennosti-vnutriorgannyh-arterialnyh-sosudov-matki-v-vozrastnom-aspekte-morfofunktsionalnye-osobennosti-vnutriorgannyh-arterialnyh-sosudov-matki-v-vozrastnom-aspekte-morfofunktsionalnye-osobennosti-timusa-krys-razlichnyh-vozrastnyh-periodov-posle-eksperimentalnoy-im-morfofunktsionalnye-osobennosti-timusa-krys-razlichnyh-vozrastnyh-periodov-posle-eksperimentalnoy-im ВОЗРАСТНЫЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ это

ВОЗРАСТНЫЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Найдено 1 определение
ВОЗРАСТНЫЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
морфологические и функциональные особенности, присущие какому-либо отрезку возрастного развития человека, обусловливающие специфику его взаимодействия с окружающей средой. Возрастные морфофункциональные особенности детей и подростков положены в основу схемы возрастной периодизации на этапе созревания человека (см. Возрастная периодизация).
Возрастные морфофункциональные особенности подростков – особенности сформированности органов и физиологических систем в возрасте 12–16 лет (биологическая схема возрастной периодизации) и 15–18 лет (социальная схема возрастной периодизации), обусловливающее специфику работоспособности, чувствительности к факторам окружающей среды (особенно к неблагоприятным).Подростковый возраст – период перехода к взрослому состоянию как в социально- психологическом, так и в биологическом плане. Это период эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности, сниженной работоспособности, быстрой утомляемости. В этом трудности подросткового периода развития человека, которые в значительной мере определяются биологическим фактором – процессом полового созревания.
Выделяется пять стадий полового созревания, каждая из которых характеризуется разными гормональными ситуациями.
В возрасте 11–13 лет на первый план выступают изменения в гипоталамо-гипофизарных структурах, которые приводят к активизации функций периферических эндокринных желез. В 14–16 лет на первый план выступают процессы окончательного формирования механизмов обратной связи. Особый интерес представляет II стадия полового созревания: несформированность обратной связи является причиной повышенного возбуждения в гипоталамо-гипофизарных структурах, которое распространяется и на рядом расположенные центры терморегуляции, сосудодвигательный, чувства насыщения и голода и др. Отсюда возможно развитие транзиторной гипертонии, вегетососудистой дистонии, алиментарного ожирения или похудания, повышенной сонливости и т.д. В этом же периоде создаются благоприятные условия для пубертатного ускорения роста (увеличения размеров тела в длину); все это предъявляет повышенные требования к функциям сердечно-сосудистой системы и энергообеспечения организма подростка.
На III стадии полового созревания возрастает секреция гонадальных стероидов, явления дисбаланса в центральных отделах эндокринной системы уменьшаются, на первое место выдвигаются процессы роста. Именно в этот период скорость роста тела в длину становится максимальной (до 15–20 см в год). IV стадия – стадия преимущественного формирования окружностных антропометрических показателей; хрящевая ткань замещается костной, отмечается резкое падение скорости роста. В этот же период из-за высокого уровня глюкокортикоидов возможен сдвиг обменных процессов, неустойчивость углеводного обмена, транзиторная гипертония. Лишь на V стадии полового созревания практически прекращаются ростовые и формообразующие процессы, не предъявляются повышенные требования к ЦНС, сердечно-сосудистой и энергетической системам.
Усиленная активность гормональной функции в период полового созревания (II–III стадии) влияет на изменение характера функционирования всех физиологических систем и органов. Для центральной нервной системы (ЦНС) характерна повышенная активность диэнцефальных структур мозга. Усиление их гиперализованного влияния на кору больших полушарий препятствует дифференцированному вовлечению корковых областей в активное состояние и подготовке их к определенным действиям. Результатом этого является снижение адаптационных возможностей высших отделов ЦНС, процессов восприятия и внимания. К моменту завершения полового созревания (IV–V стадии) складываются свойственные взрослым корковоподкорковые взаимодействия, экономичное и адаптивное реагирование на внешние воздействия.
Двигательная функция в целом улучшается, однако отмечается резкое снижение темпа ее развития и даже ухудшение регуляции движений в период наиболее интенсивной гормональной перестройки. В период полового созревания менее эффективны тренирующие воздействия; пространственная точность движений под влиянием тренировки улучшается не так значительно, как в другие возрастные периоды.
Центральные и периферические звенья сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте изменяются существенно: повышается артериальное давление, увеличивается сердечный выброс, удлиняются фазы и периоды сердечного цикла; снижается интенсивность периферического кровотока, усиливается его реактивность.
Специфика пищеварительной системы заключается в диссоциации отдельных компонентов секреторной функции желудка, незавершенности созревания печеночно-желчной системы (более низкий, чем у взрослых, объем желчи и более низкое содержание желчных кислот). Период полового созревания – один из критических этапов для развития системы регуляции водно-солевого обмена и т.д.
Особенностями перестройки функционирования всех органов и систем в период полового созревания объясняется снижение адаптационных возможностей и умственнойработоспособности, особая вредоносность воздействия алкоголя. Все это обусловливает известные особенности поведения подростка, его неустойчивость, взрывчатость, сниженную контролируемость своих действий и поступков, приводящих нередко к нарушению социальных норм поведения.
К концу подросткового периода (15–16 лет), на завершающем этапе полового созревания, отклонения в деятельности органов и систем становятся менее выраженными, функциональные и адаптационные возможности возрастают, улучшаются показатели умственной работоспособности. Однако возможности 15–16- летних подростков не достигают уровня взрослых. Отличаются по своим функциональным возможностям от взрослых даже 15–18- летние (подростки – по социальной возрастной периодизации). Особенно четко это отличие проявляется при анализе воздействия неблагоприятных производственных факторов.
Действие шума и вибрации не ограничивается только органом слуха, страдает центральная нервная система, двигательный аппарат, снижается мышечная работоспособность, извращаются вегетативные реакции; снижается острота зрения, иммунологическая реактивность организма и т.д. Подростки реагируют более неблагоприятно, чем взрослые: при одинаковом по времени и силе воздействия шума в 2–4 раза больше, чем у взрослых, повышаются пороги слуховой чувствительности; ежедневное воздействие интенсивного шума в процессе рабочего дня может вызвать у подростков необратимые изменения в органе слуха уже через 1–2 года; у подростков раньше, чем у взрослых, наступают неспецифические нарушения со стороны разных органов и систем (астенические реакции, вегетативные дисфункции, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности, ухудшение памяти). Отличаются подростки и повышенной чувствительностью к воздействию вибрации.
В связи с этим действующие «Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.6.664–97)» ограничивают неблагоприятное действие шума и вибрации на организм подростков 15–18 лет: ПДУ шума определен в 70 дБА; при уровне более 80 дБА работа запрещается; при уровне от 70 до 80 дБА длительность работы резко ограничивается; подростки допускаются к работам, связанным с действием общей вибрации в пределах ПДК и ниже, с действием местной вибрации – до величины 0,2 ПДУ.
Действие химических веществ в силу несформированности защитно-приспособительных механизмов у подростков более выражено; чувствительность к химическим веществам у них в 3–4 раза выше, чем у взрослых. Даже в пределах 15–18 лет реакция неодинакова: чем моложе подросток, тем неблагоприятные изменения выражены больше. Воздействие оказывают даже малые концентрации (ниже ПДК) химических веществ: под влиянием трехчасовой работы 2 раза в неделю у учащихся ПТУ химического профиля изменяется деятельность ЦНС, отмечается выраженная дисфункция вегетативной нервной системы (стойкий красный дермографизм, акрозианоз, акрогиперемия, изменения капилляров, снижение тонуса АД, брадикардия, термоассиметрия и др.), снижение возбудимости обонятельного анализатора, раздражение верхних дыхательных путей, изменение состава крови. Под влиянием химических веществ у подростков в первую очередь снижается общая сопротивляемость организма, его иммунно-биологические свойства, следствием чего, в частности, является высокая заболеваемость подростков-химиков.
Неблагоприятные метеорологические условия. К ним подростки тоже более чувствительны, чем взрослые. Например, охлаждение у них наступает значительно быстрее, а хорошее самочувствие сохраняется при температуре воздуха на 3–5о С выше, что важно учитывать при организации производственного обучения подростков, осваивающих профессии строительного профиля.
Лит.: Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В. Колесова. – М., 1987; Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. – М., 1988; Методические указания по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков. Утв. МЗ СССР 01.07.81 № 2410–81.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.