ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Задачи В.ф.: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития (см.Возраст). В рамках В.ф. выделяются отдельные направления: возрастная нейрофизиология; возрастная эндокринология; возрастная физиология мышечной деятельности и двигательной функции; возрастная физиология обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения. В В.ф. используется комплекс современных электрофизиологических, биохимических, биофизических, иммунобиологических, биомеханических методик исследования и новейшие приемы статистического анализа. Большой вклад в развитие отечественной В.ф. внесли физиологи П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Маркосян. Данные В.ф. являются основой разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану, укрепление здоровья и обеспечение гармонического развития организма в различные возрастные периоды. Учет анатомо-физиологических особенностей детей, функциональных и адаптационных возможностей организма детей и подростков имеет важное значение для педагогики, являясь непременным условием эффективности педагогических воздействий и оптимального развития ребенка. Результаты исследований в области В.ф. используются для понимания особенностей психики ребенка. Объективное изучение структурно-функциональной организации мозга детей разного возраста позволяет выявлять механизмы, определяющие специфику осуществления когнитивных процессов и высших психических функций на разных этапах индивидуального развития.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
раздел физиологии, изучающий закономерности становления и возрастные изменения функций целостного организма, его органов и систем в процессе онтогенеза (от оплодотворения яйцеклетки до прекращения индивидуальногосуществования). Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определенных стадий, или периодов. В онтогенезе человека различают 2 основных периода развития: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Выделение в последнем возрастных периодов основано главным образом на изменении антропологических и морфологических признаков.
Формированию В.ф. способствовал традиционный для отечественной физиологии эволюционный подход к изучению физиологических систем. На необходимость изучения физиологических процессов на протяжении онтогенеза указывал И.М. Сеченов (1878). Начало систематическому изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека было положено Н.П. Гундобиным (Особенности детского возраста. 1906).
Интенсивное развитие В.ф. в СССР началось в 20–30-х гг. XX в. Выявлены структурные и функциональные возрастные особенности развития отдельных органов и систем (Л.А. Орбели, Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Волохов, А.А. Маркосян). Разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений, обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акселерации. Сформировались концепции онтогенеза и старения (И.П. Павлов, М.К. Петрова, А.А. Богомолец, А.В. Нагорный, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Маркосян).
В.ф. тесно связана со смежными науками – морфологией, биологией, антропологией; является научной и теоретической основой таких медицинских дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология и гериатрия, а также педагогики, психологии, физического воспитания и др.
Необходимость разработки теоретически обоснованных методов воспитания, обучения и охраны здоровья детей обусловила выделение в качестве самостоятельного направления физиологии развития ребенка (с момента рождения до достижения зрелого возраста). Ее основные задачи: всесторонняя характеристика особенностей функционирования организма детей и подростков, его функциональных и адаптационных возможностей на разных этапах развития, четкое разграничение этих этапов на основе наиболее информативных физиологических критериев. В результате комплексных физиологических исследований выявлены общие закономерности онтогенетического развития.
Изучение функций организма детей и подростков при физических и умственных нагрузках позволяет выявить функциональные возможности организма ребенка в определенные возрастные периоды, степень его готовности к различным видам деятельности, адаптивные способности, что имеет большое значение для педагогической практики.
Определены сроки становления функциональных систем детского организма и погодовая динамика их изменений. Установлены возрастные особенности важнейших психофизиологических функций, сензитивные периоды их развития и выявлены нейрофизиологические механизмы, обусловливающие их формирование в онтогенезе.
Лит.: Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Под ред. А.А. Маркосяна. – М., 1969; Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975; Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
Д.А. Фарбер
Формированию В.ф. способствовал традиционный для отечественной физиологии эволюционный подход к изучению физиологических систем. На необходимость изучения физиологических процессов на протяжении онтогенеза указывал И.М. Сеченов (1878). Начало систематическому изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека было положено Н.П. Гундобиным (Особенности детского возраста. 1906).
Интенсивное развитие В.ф. в СССР началось в 20–30-х гг. XX в. Выявлены структурные и функциональные возрастные особенности развития отдельных органов и систем (Л.А. Орбели, Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Волохов, А.А. Маркосян). Разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений, обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акселерации. Сформировались концепции онтогенеза и старения (И.П. Павлов, М.К. Петрова, А.А. Богомолец, А.В. Нагорный, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, А.А. Маркосян).
В.ф. тесно связана со смежными науками – морфологией, биологией, антропологией; является научной и теоретической основой таких медицинских дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология и гериатрия, а также педагогики, психологии, физического воспитания и др.
Необходимость разработки теоретически обоснованных методов воспитания, обучения и охраны здоровья детей обусловила выделение в качестве самостоятельного направления физиологии развития ребенка (с момента рождения до достижения зрелого возраста). Ее основные задачи: всесторонняя характеристика особенностей функционирования организма детей и подростков, его функциональных и адаптационных возможностей на разных этапах развития, четкое разграничение этих этапов на основе наиболее информативных физиологических критериев. В результате комплексных физиологических исследований выявлены общие закономерности онтогенетического развития.
Изучение функций организма детей и подростков при физических и умственных нагрузках позволяет выявить функциональные возможности организма ребенка в определенные возрастные периоды, степень его готовности к различным видам деятельности, адаптивные способности, что имеет большое значение для педагогической практики.
Определены сроки становления функциональных систем детского организма и погодовая динамика их изменений. Установлены возрастные особенности важнейших психофизиологических функций, сензитивные периоды их развития и выявлены нейрофизиологические механизмы, обусловливающие их формирование в онтогенезе.
Лит.: Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / Под ред. А.А. Маркосяна. – М., 1969; Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975; Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
Д.А. Фарбер
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.