ВОЗРАСТ
продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или другого определенного момента времени.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ВОЗРАСТ
период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Возраст
период развития человека, характеризуемый] совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
ВОЗРАСТ
психол. категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Существуют понятия хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, и психологического — обозначающего определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического (индивидуального) развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Возраст
социально-демографическая и биологическая характеристика, определяющая место индивида в обществе. Общепризнанной является следующая периодизация развития ребенка: новорожденность – от рождения до 1 мес.; младенчество – от 1 мес. до 1 года; преддошкольное детство – от 1 до 3 лет; дошкольное детство – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15 лет; ранняя юность – от 15 до 17 лет; поздняя юность – от 17 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВОЗРАСТ
1) время от рождения индивида до его смерти; 2) временные нормативы, принятые для периодизации развития человека; 3) соотношение генетически заданного и социально воспитанного, самостоятельно достигнутого возраста, связанное с социальным конструированием, имеющее регулятивный статус в образовании и его организации. В этом смысле могут быть разные системы отсчета: индивидуальное развитие (психобиологическое созревание и соответствующие ему ограничения); возрастная стратификация общества (соответствие социокультурных норм возрастному делению); возрастная символика культуры (совокупность социальных ожиданий в сфере поведения, внешнего облика, форм отношений). У индивидов одной возрастной категории могут быть разные соотношения генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого возраста. Различают допроизводительный возраст (0—17 лет); производительный возраст (мужчины: 18—64, женщины: 18—59 лет); послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет); старость (мужчины: 65—79 лет, женщины: 60—79 лет); глубокая старость (старше 80 лет). В Великобритании в 2000 г. умерла старейшая жительница мира Ева Моррис. Согласно Книге рекордов Гиннесса, она не дожила шесть дней до 115 лет. Последние 8 лет жизни Ева Моррис провела в доме престарелых.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ВОЗРАСТ
1) продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени; 2) период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Принято выделять: младенчество – от момента рождения до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15 лет; юношеский возраст – от 15 до 21 года; молодость – от 21 до 31; зрелый возраст – от 31 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – 90 лет и выше.
Возрастные особенности — наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности физического, психического и социального развития.
Возраст сензитивный — возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.), обучения и воспитания.
Возрастной подход — учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социальнопсихологических особенностей групп воспитанников, обусловленных их возрастным составом и условиями реализации деятельности.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ВОЗРАСТ
определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. За понятием В. стоят сложные стороны биологического, психологического и социального развития. С В. у человека происходят сложные психофизические сдвиги и изменения, которые сказываются на его свойствах и качествах, внешнем облике и поведении. Жизнь человека может быть представлена, как прохождение семи возрастных периодов: 1) младенчества (до года); 2) детства (до 3 лет); 3) дошкольный (до 6 лет); 4) младший школьный (до 11 лет); 5) подростковый (до 15 лет); 6) юношеский (до 21 года); 7) зрелый (до 60 лет); 8) пожилой (до 75 лет); 9) старческий (75 – 90 лет). Психологические характеристики В. определяются конкретными особенностями жизни и деятельности человека. Границы В. подвижны, изменчивы. В то же время в течение всей жизни человека сохраняются. Почти не изменяясь, некоторые черты его личности. Известный представитель неофрейдизма Э. Эриксон развитие личности рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (теория «Эго-психологии»). На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, восемь стадий развития. Каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый В. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивные или негативные разрешения кризиса определяются особенностями взаимодействия с социумом.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
ВОЗРАСТ
период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Различают хронологический В., выражающий длительность существования человека с момента его рождения, и психологический В. - своеобразная ступень онтогенетического развития. Хронологический (паспортный) В. ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, но и находящихся в стадии созревания. Психологический В. представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики В. определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам. Каждому В. присущи свои сильные и слабые стороны. Знание возрастных особенностей позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его способностей, избирать наиболее действенные средства педагогического воздействия и взаимодействия. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 38-39)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОЗРАСТ
характеристика развития индивида, относительно ограниченный во времени и замкнутый цикл психического развития, имеющий свою структуру и динамику. В. имеет разные характеристики: метрическую (годы жизни) и топологическую (особенности тех или иных качеств в общем развитии человека). Обсуждается возможность вычленения наряду с хронологическим В. (число прожитых лет) также биологического В. (зрелость систем организма), социального В. (характеристики социальных функций и ролей), психологического В. (характер планов, перспектив в будущей жизни), профессионального В. (уровень профессионализма, профессиональный опыт). Эти В. могут не совпадать с хронологическими, что отражает неравномерность становления человека как индивида, субъекта отношений, субъекта труда.
Для каждого В. могут быть выделены: своеобразная социальная ситуация развития (как соотношение факторов внешней социальной среды, системы общественных отношений и внутренних условий формирования индивида как личности), преобладающие виды ведущей деятельности, а также качественные психологические новообразования, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Изменение социальной ситуации развития, смена характера общественных отношений и видов деятельности является движущей силой возрастного развития, приводящей к необходимости нового возрастного этапа.
В. характеризуется подвижностью, изменчивостью его содержания и границ, определяемых конкретно-историческими условиями.
В школе Б.Г.Ананьева возрастные критерии и особенности развития связываются с деятельностью. Так, Т.К.Карсаевская отмечает, что виды деятельности, связанные с интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни.
Акмеология изучает В., наиболее чувствительные (сенситивные) к отдельным сторонам профессионального развития, подготавливающие восхождение человека к профессионализму, к вершинам акме личностного и профессионального развития.
Источник: Акмеологический словарь
Возраст
период развития человека, характеризуемый через совокупность специфических особенностей и закономерностей формирования и развития организма и личности. Календарный (паспортный) В., определяемый в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни), не отражает реальное состояние и уровень психического развития ребенка. Психологический В. представляет собой качественно особый этап развития психических процессов, личности и деятельности ребенка, имеющий вид целостной структуры. В отечественной и зарубежной психологии разработаны разные варианты периодизации возрастного развития (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Э. Эриксон, Ш. Бюлер и др.). В то же время каждая из периодизаций достаточно условна, поскольку основана на специфических для каждого подхода критериях. В отечественной традиции наиболее известным является выделение следующих В.: младенчество (от рождения до года), раннее детство (1 — 3 года), дошкольный возраст (3 — 6/7 лет), младший школьный возраст (6/7 — 11/12 лет), подростковый возраст (11/12 — 15/17 лет), юношеский возраст (15/17 — 19/21 лет), молодость (19/21-25/30 лет), зрелость (25/30-55/60 лет), старость (55/60 лет и выше). Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития, которые являются переходными периодами от одного возраста к другому. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Например, одним из следствий общественного прогресса является более продолжительный период детства, соотносимый с процессом вхождения ребенка во взрослое сообщество. Психологические характеристики В. определяются конкретно-историческими условиями обучения и развития. Я.А. Коменский выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития: «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте». Учет возрастных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебные нагрузки, устанавливают обоснованные объемы занятости разными видами деятельности, определяют соответствующие возрастным особенностям ребенка формы и методы учебно-воспитательной деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОЗРАСТ
период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. опыт, психол. наблюдения, мед. практика на эмпирич. основаниях выделяют разл. возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. табл.) условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психол. характеристики В. определяются конкретно-ист. условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в разл. социально-экон. условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. Совокупность этих внеш. и внутр. условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.
Концепция В. претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количеств, изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Еще более механистич. характер отрицание качеств, изменений в ходе психич. развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистич. представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно к-рой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в дет. мышлении обнаруживается ряд специфич. особенностей. Эта концепция носит интеллекту-алистич. характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистич. понимание ребенка как индивида, для к-рого общество представляет лишь особую среду обитания.
Решающую роль в преодолении натуралистич. и дуалистич. взглядов сыграли исследования отеч. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравств. норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура к-рой изменяются на протяжении детства. Для каждого В. существует своя специфическая — «социальная ситуация развития» (Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутр. условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются.
В отеч. психологии складываются разл. трактовки возрастного развития ребенка, психол. детерминант и особенностей В. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психич. новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практич. деятельностью, формирование речи, усвоение науч. понятий и др.). Соответственно им выделены т. н. стабильные и критич. В. (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны пед. затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критич. В. В стабильном В. развитие совершается гл. обр. за счет малозаметных изменений личности ребенка, к-рые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде к.-л. психич. новообразования. В относительно короткий отрезок времени происходят Значит. сдвиги в развитии личности ребенка. Это — поворотные пункты в дет. развитии, критический В. Т. о., по Выготскому, возрастное развитие ребенка — диалект ич. процесс, в к-ром переход от одного В. к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Согласно концепции Эль-конина, каждая стадия психич. развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредствованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в к-рых происходит перестройка структуры личности.
Паспортный (хронологич.) В. ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение к-рого требует анализа психич. состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в т. н. зоне ближайшего развития.
Созревание организма вообще и нервной системы в частности, к-рое носит стадиальный характер, не порождая новых психич. образований, создает на каждой возрастной ступени специфич. предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психич. процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.
Установлено, что дети обладают большими психофизиол. возможностями. На каждой ступени обнаруживается избират. восприимчивость к внеш. воздействиям; дети наиб. эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, наз. возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психич. свойств и процессов на нек-ром возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный В.). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиол. особенностей ребенка и того значения, к-рое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психич. новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, к-рые могут существенно различаться у детей одного В.
Лит.: Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Эльконин Д. Б., К проблеме периодизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, №4; Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981; Выготский Л. С., Проблема возраста, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987; Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964; B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966; см. также лит. при ст. Возрастная психология.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия