ВОЗБУЖДЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Возбуждение
основной физиологический процесс перехода динамической системы, в том числе живой клетки или группы клеток, из состояния покоя в какое-либо другое состояние под влиянием возбуждающего воздействия сигнала.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ВОЗБУЖДЕНИЕ
свойство человека отвечать на некоторые раздражения повышенной активностью при определенной интенсивности внешнего стимула. Индивидуальные особенности процессов возбуждения и торможения определяют тип высшей нервной деятельности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВОЗБУЖДЕНИЕ
психическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности - мышления, речи, моторики. В. может возникнуть как эмоциональная реакция на к.-л. событие, известие, поступки других людей и т.п. Как правило, в этих случаях оно быстро проходит. Но В. может также быть следствием заболевания, нарушения психического здоровья ребенка. Поэтому ребенок, часто испытывающий В., нуждается в психологической и медицинской помощи.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Возбуждение
1) физиол. реакция на раздражение живой возбудимой ткани, основным компонентом которой является изменение физико-химических свойств мембраны и цитоплазмы клеток; 2) переход живой клетки из состояния относительного физиологического покоя к активной деятельности, выражающейся в сложных физико-химических процессах – возникновении биоэлектрического потенциала, способного к распространению, и др. Способность клеток к В. называют возбудимостью-1. Ср. Торможение; 3) переход любой живой системы-1 от состояния относительного физического покоя к активной деятельности – для организма условнои безусловно-рефлекторной (см. Рефлекс безусловный, условный). Напр., В. секреторной деятельности при виде пищи, общее В. организма собаки при виде другой особи и т.п.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВОЗБУЖДЕНИЕ
1. Физико-химический процесс, возникающий в нервной ткани живого организма под влиянием внешнего по отношению к ней фактора (раздражителя), имеющего некоторую (достаточную) интенсивность. Нервная ткань имеет свойство проводить возбуждение от места его возникновения в другие участки (например, от чувствительного нервного окончания в коже к центрам головного мозга).
Взаимодействие процессов в нервной системе, обеспечивающих проявления познавательной и исполнительной активности организма и сдерживание (торможение) этих проявлений, является необходимым условием биологически целесообразного (обеспечивающего выживание) поведения организмов и составляет основу высшей нервной деятельности высших животных и человека.2. Слово «возбуждение» применяют и в другом значении – для обозначения целого ряда патологических проявлений психики (В. бредовое, В. маниакальное, В. гебефреническое и др.).
3. Наконец, слово «возбуждение» применяют также для характеристики поведенческой и эмоциональной активности человека и животных, обозначая им повышенную активность исполнительных систем организма и необычный подъем чувств (обилие движений, повышенный тон голоса, блеск глаз, проявления гнева, тревоги).
Лит.: Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник.
–М., 1989; Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. – М., 1989; Справочник невропатолога и психиатра / Под ред. Н.И. Гращенкова – М., 1969.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.28 мб

Возбуждение и развитие у учащихся интереса к математике

Канин Е.С.
Статья посвящена деятельности учителя математики в процессе обучения, которая постоянно должна быть направлена на развитие и поддержание интереса учащихся к изучению математики, к математическому творчеству.

Похожие термины:

  • ВОЗБУЖДЕНИЕ РЕЧЕВОЕ

    В., проявляющееся преимущественно усилением речевой активности (убыстрением речи и удлинением периодов ее с сопутствующей бессвязанностью, нарушением грамматического строя и т.д.).