совокупность процессов построения человеком целостного образа другого человека (включая не только его внешний облик, наружность, но и особенности его как деятеля, инициатора и «носителя» той или иной активности).Строго говоря, образ другого человека не является только чувственным (в том смысле, что отображает далеко не только непосредственную работу органов чувств), но включает и мысленно представляемые составляющие, моральные и рациональные оценки, мысленные заключения, выводы).
В.м. является необходимым и важным условием правильного делового взаимодействия людей в учении и труде, в частности, в деятельности инженера-педагога. Дело в том, что важнейшие «секреты мастерства» педагога находятся в области построения системы межличностного общения, взаимодействия с учащимися и коллегами. Любая педагогическая система – это прежде всего система определенного рода общения, оптимальное протекание которого невозможно без правильного, адекватного В.м. (и понимания). В связи с этим важны вопросы восприятия не только педагогом учащихся, но учащимися педагога. Важную роль играют процессы В.м. и во многих других профессиях, требующих интенсивного делового взаимодействия с людьми (продавцы, проводники пассажирских вагонов дальнего следования, руководители производства разных уровней, менеджеры по персоналу, работники кадровых служб, правоохранительных органов, государственные служащие в системе федерального и муниципального управления, политики и др.).
Начальной формой знания о ранее незнакомом человеке становится так называемое первое впечатление о нем (далее по А.А. Бодалеву). Оно зависит прежде всего от физической наружности, оформления внешности, поведения (включая, в частности, и движения, и позы) и так называемой экспрессии (особенностей внешнего проявления чувств) человека.
Кроме того, формирование первого впечатления зависит от ситуации и социальной среды, в которых протекает В.м.
Наконец, то, каким будет первое впечатление о ранее незнакомом человеке, зависит и от состояния (например, настроения), личных качеств, привычек, опыта, предрассудков, предвзятых мнений воспринимающего субъекта. Одного и того же человека разные люди могут воспринять противоположно: а) «лохматый», значит, неряха, бездельник; б) «лохматый», значит, мало думает о себе, а больше занят делом и т.п.
Замечено, что в момент образования первого впечатления отчетливо сказывается «эффект красоты». Например, люди, приближающиеся к сложившимся у нас ранее эталонам красоты, безотчетно кажутся другим более уверенными в себе, энергичными, счастливыми, искренними, духовно богатыми, умными, чем те, которые дальше от этих эталонов. В дальнейшей же практике делового общения оценка познаваемых людей все больше определяется их поступками и результатами деятельности.
В опытах с тремя группами людей им показывали фотографию одного и того же мужчины со спокойным лицом. Но для одной группы он был показан стоящим перед столом, за которым сидели подростки; для другой – стоящим на остановке, отступя от двери автобуса, в которую ломились мужчины и женщины; для третьей группы он был показан без окружения. Оказывается, в группе для которой «фоном» человека были подростки, он был воспринят как интересный рассказчик, хорошо относящийся к детям. Группа, которая воспринимала его возле давки у автобуса, усмотрела у него воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности. А когда он был показан «сам по себе», испытуемые соответствующей группы высказывались о выражении его глаз, о телосложении, и им не приходило в голову приписать ему черты, которые называли испытуемые первых двух групп. Итак, среда и ситуация, в которых воспринимается человек, влияют на первое впечатление о нем.
Очевидно, что первое впечатление о человеке может недостаточно верно отображать его душевные качества. Важно идти к более основательному пониманию человека, если с ним предстоит взаимодействовать.
Ориентироваться в особенностях именно В.м. – восприятия человека человеком – (т.е. не просто запомнить, каков он «вообще», а именно воспринимать и понимать его в новых конкретных ситуациях) важно потому, что каждый изменяется, развивается в течение всей своей жизни, и его нельзя просто «выучить» раз и надолго, как таблицуМенделеева или устройство мотоцикла. А кроме того, знание о людях по своей природе более подвержено пристрастным искажениям, чем какое-либо иное.
Понимание даже знакомого человека не просто («Чужая душа – потемки»). И здесь важно учитывать, как минимум, следующее.
1. Внешние манеры выражения чувств, отношений человека к разным сторонам действительности не обязательно соответствуют однозначно содержанию внутренних состояний. Например, грубоватость, прямолинейность могут маскировать устойчивое и глубокое чувство дружбы. А вежливость, учтивость, будучи вышколены в условиях воспитания, могут вполне уживаться и с равнодушием, и с вероломством, и с нечистыми умыслами в отношении ближнего («На языке – мед, а под языком лед»).
2. Близких и давних знакомых мы невольно оцениваем более мягко, как бы не замечая их отрицательные черты, а «чужих» людей можем рассматривать, не разбираясь, как наделенных отрицательными чертами, как недругов.
3. У тех, с кем часто общаемся, можем не замечать изменений их внутреннего мира и рассматривать их сообразно ранее усвоенным шаблонам (общеизвестно, что, скажем, для родителей повзрослевшие дети все еще остаются «маленькими»).
4. Из-за неизбежной узости сферы общения с человеком (только дома, в школе, «во дворе» и пр.) мы рискуем знать его лишь частично, неполно. Тем более, если человек не склонен демонстрировать себя, сдержан, скромен.
5. Человек может скрывать одни стороны своей жизни, деятельности и демонстрировать другие или даже просто хвастать с целью создать о себе некоторое выгодное ему впечатление.
Лит.: Бодалев А.А., Волков И.П. Некоторые проблемы межличностного познания в условиях современного производства // Вопросы психологии. 1981. № 6; Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982; Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995; Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. – Ростов-на-Дону, 1981; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М., 1981; Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.
Е.А. Климов
128.18 кб