ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Найдено 1 определение
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
совокупность процессов построения человеком целостного образа другого человека (включая не только его внешний облик, наружность, но и особенности его как деятеля, инициатора и «носителя» той или иной активности).Строго говоря, образ другого человека не является только чувственным (в том смысле, что отображает далеко не только непосредственную работу органов чувств), но включает и мысленно представляемые составляющие, моральные и рациональные оценки, мысленные заключения, выводы).
В.м. является необходимым и важным условием правильного делового взаимодействия людей в учении и труде, в частности, в деятельности инженера-педагога. Дело в том, что важнейшие «секреты мастерства» педагога находятся в области построения системы межличностного общения, взаимодействия с учащимися и коллегами. Любая педагогическая система – это прежде всего система определенного рода общения, оптимальное протекание которого невозможно без правильного, адекватного В.м. (и понимания). В связи с этим важны вопросы восприятия не только педагогом учащихся, но учащимися педагога. Важную роль играют процессы В.м. и во многих других профессиях, требующих интенсивного делового взаимодействия с людьми (продавцы, проводники пассажирских вагонов дальнего следования, руководители производства разных уровней, менеджеры по персоналу, работники кадровых служб, правоохранительных органов, государственные служащие в системе федерального и муниципального управления, политики и др.).
Начальной формой знания о ранее незнакомом человеке становится так называемое первое впечатление о нем (далее по А.А. Бодалеву). Оно зависит прежде всего от физической наружности, оформления внешности, поведения (включая, в частности, и движения, и позы) и так называемой экспрессии (особенностей внешнего проявления чувств) человека.
Кроме того, формирование первого впечатления зависит от ситуации и социальной среды, в которых протекает В.м.
Наконец, то, каким будет первое впечатление о ранее незнакомом человеке, зависит и от состояния (например, настроения), личных качеств, привычек, опыта, предрассудков, предвзятых мнений воспринимающего субъекта. Одного и того же человека разные люди могут воспринять противоположно: а) «лохматый», значит, неряха, бездельник; б) «лохматый», значит, мало думает о себе, а больше занят делом и т.п.
Замечено, что в момент образования первого впечатления отчетливо сказывается «эффект красоты». Например, люди, приближающиеся к сложившимся у нас ранее эталонам красоты, безотчетно кажутся другим более уверенными в себе, энергичными, счастливыми, искренними, духовно богатыми, умными, чем те, которые дальше от этих эталонов. В дальнейшей же практике делового общения оценка познаваемых людей все больше определяется их поступками и результатами деятельности.
В опытах с тремя группами людей им показывали фотографию одного и того же мужчины со спокойным лицом. Но для одной группы он был показан стоящим перед столом, за которым сидели подростки; для другой – стоящим на остановке, отступя от двери автобуса, в которую ломились мужчины и женщины; для третьей группы он был показан без окружения. Оказывается, в группе для которой «фоном» человека были подростки, он был воспринят как интересный рассказчик, хорошо относящийся к детям. Группа, которая воспринимала его возле давки у автобуса, усмотрела у него воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности. А когда он был показан «сам по себе», испытуемые соответствующей группы высказывались о выражении его глаз, о телосложении, и им не приходило в голову приписать ему черты, которые называли испытуемые первых двух групп. Итак, среда и ситуация, в которых воспринимается человек, влияют на первое впечатление о нем.
Очевидно, что первое впечатление о человеке может недостаточно верно отображать его душевные качества. Важно идти к более основательному пониманию человека, если с ним предстоит взаимодействовать.
Ориентироваться в особенностях именно В.м. – восприятия человека человеком – (т.е. не просто запомнить, каков он «вообще», а именно воспринимать и понимать его в новых конкретных ситуациях) важно потому, что каждый изменяется, развивается в течение всей своей жизни, и его нельзя просто «выучить» раз и надолго, как таблицуМенделеева или устройство мотоцикла. А кроме того, знание о людях по своей природе более подвержено пристрастным искажениям, чем какое-либо иное.
Понимание даже знакомого человека не просто («Чужая душа – потемки»). И здесь важно учитывать, как минимум, следующее.
1. Внешние манеры выражения чувств, отношений человека к разным сторонам действительности не обязательно соответствуют однозначно содержанию внутренних состояний. Например, грубоватость, прямолинейность могут маскировать устойчивое и глубокое чувство дружбы. А вежливость, учтивость, будучи вышколены в условиях воспитания, могут вполне уживаться и с равнодушием, и с вероломством, и с нечистыми умыслами в отношении ближнего («На языке – мед, а под языком лед»).
2. Близких и давних знакомых мы невольно оцениваем более мягко, как бы не замечая их отрицательные черты, а «чужих» людей можем рассматривать, не разбираясь, как наделенных отрицательными чертами, как недругов.
3. У тех, с кем часто общаемся, можем не замечать изменений их внутреннего мира и рассматривать их сообразно ранее усвоенным шаблонам (общеизвестно, что, скажем, для родителей повзрослевшие дети все еще остаются «маленькими»).
4. Из-за неизбежной узости сферы общения с человеком (только дома, в школе, «во дворе» и пр.) мы рискуем знать его лишь частично, неполно. Тем более, если человек не склонен демонстрировать себя, сдержан, скромен.
5. Человек может скрывать одни стороны своей жизни, деятельности и демонстрировать другие или даже просто хвастать с целью создать о себе некоторое выгодное ему впечатление.
Лит.: Бодалев А.А., Волков И.П. Некоторые проблемы межличностного познания в условиях современного производства // Вопросы психологии. 1981. № 6; Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982; Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995; Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. – Ростов-на-Дону, 1981; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М., 1981; Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
128.18 кб

Механизмы межличностного восприятия

Сперанская Н.М.
Читать PDF
195.73 кб

Восприятие в системе межличностных отношений студентов

Прокофьева Татьяна Алексеевна, Колесникова Екатерина Ивановна
В статье исследуется одна из детерминант социометрических предпочтений, которая является источником положительных или отрицательных взаимоотношений внутри группы степень различий личностных ценностей студентов и особенности воспри
Читать PDF
549.02 кб

Восприятие межличностных отношений: кросскультурный аспект

Бызова В.М.
The data obtained on social perception of youth's interpersonal relations are analyzed using R. Dalbender's method of "the central pattern of relations" adapted by E.S. Kalmykova et al.
Читать PDF
210.27 кб

Современные требования к педагогу в межличностном восприятии

Поповицкая Наталья Владимировна
Голос несет важную информацию о человеке: о его психическом состоянии, о его культуре и воспитании, о чувствах и эмоциях, об отношении к предмету речи и собеседнику.
Читать PDF
402.75 кб

Влияние межличностного доверия на восприятие «Другого» в конфликте

Леонова Ирина Юрьевна
Представлены результаты исследования влияния межличностного доверия на характеристики образа «Другого» в конфликте. Отмечается, что основной функцией доверия является регуляция межличностных отношений.
Читать PDF
154.02 кб

МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УГРОЗЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Смирнова Анна Геннадьевна
В статье анализируется значимость механизмов межличностного и межгруппового восприятия, а именно, идентификации, эмпатии, сравнения, атрибуции и рефлексии в процессе познания угрозы в международных отношениях.
Читать PDF
365.44 кб

Межличностное восприятие как условие самопознания личности и ее готовности к эффективному социальном

Чалых Н. А.
Анализируется феномен межличностного восприятия как одного из условий эффективного общения и деятельности.
Читать PDF
431.67 кб

Копинг-механизмы, типы межличностных отношений и восприятие социальной поддержки у лиц, проживающих

Пушкин Игорь Александрович
The research investigates relationships of coping, perception of social support and types of interpersonal relations of the people living in conditions of partial social isolation.
Читать PDF
297.89 кб

Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исслед

Белинская Елена Павловна, Бронин Игорь Дмитриевич
В статье рассматриваются предпосылки возникновения и развития современных концепций межличностного восприятия, повлиявших на практику эмпирических исследований точности межличностного восприятия.
Читать PDF
894.03 кб

Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старши

Торлопова Наталия Васильевна, Низовских Нина Аркадьевна
В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Читать PDF
452.67 кб

МОДИФИКАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ БИЛИНГВИЗМА ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ДИСК

Воронин Анатолий Николаевич
Статья посвящена психосемантическому исследованию межличностного восприятия билингвов у людей с разным уровнем дискурсивных способностей.