Воспитывающее обучение

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Воспитывающее обучение
вид обучения, в котором достигается органическая связь между упреждающим процессом обучения и формированием комплексных личностных качеств обучаемых.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Воспитывающее обучение
направленное не только на формирование знаний, но и на воспитание личности учащегося - его характера, воли, способности и интересов; позволяет сделать его более природосообразным.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением знаний, умений, навыков, усвоением опыта и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру,друг у другу, к усваиваемому учебному материалу.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретаемыми учащимися знаниями, навыками, умениями и формированием их личности. В. о. находит отражение в содержании, организационных формах и методах обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. Воспитывающее обучение – дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Воспитывающее обучение
это обучение, которое направлено не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося – его характера, чувств, воли, способности и интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс личностными ценностями и сделать его более природосообразным. Оно выступает одним из фундаментальных дидактических принципов, реализация которого обеспечивает взаимосвязь всех подсистем школьной системы. Работая в режиме воспитывающего обучения, учитель действует в напряженном нравственно-этическом поле, где не все можно рационально обосновать. Он создает духовную атмосферу, способствующую нравственному развитию учащихся.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением обучающимся знаний, умений, навыков и формированием у него эмоционально-ценностного отношения к миру, к усваиваемому учебному материалу. Термин впервые был введён в педагогику И.Ф. Гербартом и широко распространился в отечественной педагогике в 60-х – 70-х годах прошлого века в связи с отменой производственного обучения в школе и полемикой вокруг необходимости трудового обучения школьников. Тогда сторонники воспитывающего обучения, наиболее известным из которых был В.М. Коротов, стали проповедовать тезис, что основной труд школьников – учение. А в процессе учения осуществляется воспитание. Тогда отпадает необходимость трудового воспитания, да и внеклассную воспитательную работу можно сократить, урезать. Критика «воспитывающего обучения» сводится к тому, что его смысл заключается в лишь в словесном воспитании без включения обучающегося в какие-либо активные формы деятельности. Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Обучение воспитывающее
процесс обучения, в рамках которого при получении учащимся образования осуществляется позитивное воспитательное влияние на личность школьника. В.О. предполагает системное формирование личности ученика посредством использования личностно- воспитательного потенциала изучаемого предмета. Большое внимание теории и практике В.О. в процессе изучения литературы уделяла М.А. Рыбникова, которая настаивала на том, что «задачи воспитывающего обучения н а уроках литературы необходимо решать на материале предмета, исходя из его природы». При этом выдающийся методист подчеркивала, что учителям- словесникам нужно решать задачи воспитывающего обучения «путями литературы: это пути достаточно широкие и верные, и следует с большим тактом привносить свои параллели и примеры». Литературное образование не может не воспитывать, потому что изучаемые учащимися в каждом из классов произведения относятся к вершинным достижениям национальной и мировой литератур, их авторы обогатили культуру и мораль человечества своими творческими поисками. Принципиально важным считаем необходимость «воспитания без воспитания» при изучении литературных произведений: учитель вместе с учащимися выявляет нравственно-эстетическую позицию писателя, избегая «вы должны» или «вы не должны». В конечном итоге, личностный выбор ученик может и должен сделать сам, только тогда его моральные ценности будут устойчивыми и личностно-значимыми для него. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, в процессе которого преподаватель, решая образовательные задачи, сознательно ставит и реализует цели воспитания. Термин «В.о.» в педагогику введен видным философом и педагогом Германии И.Ф. Гербартом. «Ученье есть могущественнейший орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действительнейшее средство иметь влияние на воспитанников», – писал К.Д. Ушинский (Избр. пед. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 48). Воспитательный потенциал процесса обучения реализуется в трех направлениях.
Прежде всего, воспитывающее влияние на учащихся оказывает содержание образовательной подготовки каждого учебного предмета, поскольку в них излагаются знания, обобщенный опыт людей, а воспитание есть не что иное, как усвоение личностью опыта старших поколений. Помимо этого общего значения учебных предметов, каждый из них оказывает специфическое влияние на воспитание и развитие личности.
Так, например, изучение родного языка формирует культуру общения, математики – способствует развитию логического мышления, различных технологий – помогает перенимать и усваивать производственный опыт. Огромное воспитательное значение для воспитания чувств имеет изучение классической художественной литературы. Изучение мировой и отечественной истории способствует воспитанию патриота и гражданина. В этом же направлении реализует свой потенциал правовая подготовка учащихся. Общему развитию личности и формированию ее эстетических идеалов содействует ознакомление с памятниками и образцами мирового искусства и культуры.
Обучение, организуя и стимулируя познавательный процесс, способствует формированию мировоззрения. Усвоенные знания: представления и идеи, подтверждаясь личной практикой учащегося, становятся его убеждениями, стойкими взглядами, позволяющими личности принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор нужной линии поведения в конкретных жизненных ситуациях. «Чтение вот лучшее учение», – писал младшему брату А.С. Пушкин. Опытные преподаватели, руководствуясь этой непреложной истиной, умело стимулируют познавательные процессы учащихся рекомендациями чтения книг из области художественной, мемуарной и научно-популярной литературы за пределами программного учебного материала. Так, в одних случаях, литературные герои, в других, авторы мемуаров являют собою для учащихся жизненный пример, которому хочется подражать, который помогает молодому человеку выбрать свою дорогу в жизни, т.е. содействует самовоспитанию личности. А это – самое главное, что может дать учитель ученику.
Умелый подбор литературы для дополнительного чтения не только расширяет образовательное «пространство» личности, но и успешно способствует развитию познавательных интересов, расширяет их диапазон, побуждает стремление к новому знанию.
Воспитывающее значение содержания профессиональной подготовки, прежде всего, заключаются в том, что она способствует формированию в сознании учащихся идеальной модели мастера высокого уровня квалификации по избранной специальности – своеобразный образец для подражания. Не менее важное значение содержанияпрофессионального обучения состоит также в том, что оно содействует повышению общей технологической культуры учащихся и формированию у них технологической логики профессионального мышления.
Следующее направление реализации воспитательного потенциала обучения связано с тем, что учебная деятельность (учение) представляет собою разновидность труда как специфической работы учащихся. И каждый преподаватель, учитель и наставник, формируя отношение ученика к учению, одновременно воспитывает у него уважение и любовь к труду. «Воспитание, – писал К.Д. Ушинский, – должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» (Там же. С. 135). Великий русский педагог отмечал также, что умственный труд является для человека одним из тяжелейших видов труда, и поэтому главная задача каждого педагога учить своих воспитанников учиться.
Учебная деятельность по своему содержанию складывается из применения как общих навыков и умений учебной деятельности (чтение, письмо, организация рабочего места и др.), так и специальных, специфических для конкретного предмета (заполнение контурных карт, чтение и составление технологических карт и т.п.). Все эти умения – и простые, и сложные – не возникают у учащихся сами по себе. Они приобретаются, совершенствуются, закрепляясь в навыках и привычных действиях, только в результате специального обучения учеников учителем. Поэтому каждый преподаватель независимо от того, какой учебный предмет он преподает, должен вооружать учащихся культурой учебного труда, общими и специальными приемами работы с книгой, технической документацией и другими источниками научной и технической информации. Тот преподаватель, который этого не делает, говоря словами Ушинского, сваливает на детей всю тяжесть ученья. Массовый опыт свидетельствует о том, что особенно большие трудности испытывают учащиеся, которые плохо читают, т.е. не в совершенстве владеют основным опорным навыком учебной деятельности. Общеизвестно, что человек любит заниматься таким делом, которое у него ладится, которое он мастерски выполняет и, наоборот, не любит заниматься тем, чего не умеет. Поэтому главный путь воспитания положительного творческого отношения к учению, а следовательно, и труду – вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Учить детей работать – главная задача школы, по мнению С.Т. Шацкого, одного из выдающихся представителей отечественной педагогики.
В профессиональном образовании успешное применение методов теоретического и производственного обучения целиком и полностью зависит от культуры учебного труда учащихся, воспитание которой составляет главную заботу преподавателей и мастеров производственного обучения.
Развитие у учащихся общих и специальных навыков и умений учебной деятельности преследует еще одну цель воспитания – побуждение юношей и девушек к самообразованию, без которого в современных условиях при постоянном усложнении требований к специалисту высокой квалификации нельзя воспитать настоящего мастера своего дела. Каждый молодой человек должен свободно ориентироваться в потоке технической литературы и всех видов технической документации, уметь работать с ними. В этом залог непрерывного повышения личного мастерства каждого работника.
Наконец, еще одно направление реализации воспитательного потенциала обучения связано с развитием личных отношений участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей учебных учреждений.
Определяющим фактором развития верных отношений ученика к учителю, учащихся к преподавателям и мастерам производственного обучения является личное мастерство педагога, которое имеет двойственную природу и включает в себя как превосходное знание, владение предметом, который он преподает, так и собственно педагогическое мастерство, умение хорошо учить и воспитывать. Никакие специальные ухищрения, никакие заигрывания с учащимися не прибавят авторитета воспитателю, который толком не знает своего дела – предмета преподавания, не умеет его мастерски исполнять и личным примером подвигать учащихся к приобретению мастерства. При этом следует помнить, что педагог должен всегда и во всем быть личным примером для своих воспитанников. И то, как он одет, как говорит, как передвигается по комнате – все имеет решающее значение. Ученики всегда, даже невольно, копируют учителя.Воспитывающее значение имеют и отношения, которые складываются между учащимися в процессе совместной работы на уроках, на учебных участках предприятий, в мастерских. Учебная деятельность в основном ее объеме организуется как коллективная работа, в которой ее участники связаны товарищескими отношениями. И задача преподавателя состоит в том, чтобы так организовать эту работу, чтобы она формировала у учащихся культуру поведения, чувства товарищеской солидарности, содействовала взаимопомощи друг другу, развитию отношений деловой зависимости. Этой цели служат методы гуманистического воспитания. На это направлено создание временных групп, бригад в процессе решения учебных и трудовых задач, всемерное развитие соревнования и самоуправления учащихся. В этом же направлении строится специальная работа по организации учебной взаимопомощи путем прикрепления к слабым учащимся наиболее подготовленных учеников.
Исключительное значение для решения задач воспитания в процессе обучения приобретает культура общения преподавателей и учащихся, составляющих единый коллектив учебно-воспитательного учреждения. Безусловно, верный стиль и тон общения задают педагоги. Именно они призваны демонстрировать своим воспитанникам подлинную культуру личных взаимоотношений, вежливость и доброжелательность.
Лит.: Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1974; Коротов В.М. Воспитывающее обучение. – М., 1980; Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения.
– М., 1982; Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М., 1982.
В.М. Коротов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, при к-ром достигается орга-нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. о.» введен в педагогику И. Ф. Гербартом.
Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная пед. проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Гербарт считал обучение осн. средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. воспитания.
Современная отеч. пед. теория рассматривает обучение и воспитание в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.
В дидактич. аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. функций. Образоват. аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания, развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания; воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлеченного в пед. процесс, характерно взаимодействие между пед. условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.
Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен — он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.
Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. деятельности определяется тем, что в воспитании главное — приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. обр. на организацию идейно-политич., трудовой, обществ. и др. деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путем специально организо-ные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углубленным изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определенной области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее четко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.
При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в ее структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.
По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. — ориентация на личность ребенка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.
Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки ее исходной (малой) концепции и ознакомления с ее осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.
Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребенку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая влияние как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьей, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознается ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворенности уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.
Развитие В. с. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при ее зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.
Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); исследование роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.
Лит.: К а р а к о в с к и и В. А., Воспитай гражданина, Ми987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1—2], Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: история и современность. Тезисы докл., Владимир. 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
184.33 кб

К вопросу о понятии «Воспитывающего обучения»

Гартлив А. В.
Читать PDF
270.64 кб

Психологические основы воспитывающего обучения студентов

Лызь Н. А.
Читать PDF
114.24 кб

К вопросу проектирования образовательных средств воспитывающего обучения

Пучков Н. П., Попов А. И.
Читать PDF
105.36 кб

Программа обучения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

Моисеева Людмила Геннадьевна
Данная статья рассматривает проблемы взаимодействия социальных педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями как одно из условий успешной социализации детей-инвалидов.
Читать PDF
100.27 кб

Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки

Козлова Н. И.
В статье обосновывается постановка актуальной для высшей школы проблемы воспитывающего характера обучения.
Читать PDF
199.28 кб

Усиление воспитывающей функции обучения как проблема педагогической науки и образования

Меретукова Зара Кадыровна, Чиназирова Аида Руслановна, Шехмирзова Анджела Мухарбиевна
Обосновывается актуальность проблемы усиления воспитывающей функции обучения, раскрывается содержание понятия «воспитывающая функция» обучения, обозначаются факторы обучения, имеющие воспитательный потенциал, в связи с чем обоснов
Читать PDF
156.49 кб

Совершенствование методики воспитывающего обучения в процессе подготовки школьного учителя

Бетев Виталий Александрович
В статье проанализировано состояние воспитания обучаемых и пути возможного его совершенствования, в том числе и за счет проведения научных исследований на уровне кандидатских диссертаций.
Читать PDF
398.14 кб

Современные проблемы воспитывающего обучения в парадигме стандартизации общего среднего образования

Заславская Ольга Владимировна
Рассматриваются ключевые проблемы модернизации общего среднего образования в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Похожие термины: