ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
закрытые учебно-воспитательные учреждения. В России первый приют для "зазорных младенцев" осн. в 1706 в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода митрополитом Иовом. По указанию Петра I (1715) подобные приюты должны были создаваться при церквах в городах (не получили распространения). В 1763 утвержден Генеральный план В.д. (составлен И.И. Бецким) в Москве, согласно которому в В.д. принимались подкидыши, дети, рожденные вне брака, и дети, оставленные своими родителями по бедности. Задачи В.д.: воспитание "новой породы людей" - т.н. "третьего чина" - купцов, ремесленников, их образование и призрение. В.д. осн. в Москве (1764), Новгороде (1766), Петербурге (1770) и др. Управление В.д. возлагалось на Опекунский совет. Они содержались на пожертвования частных лиц, а также за счет налогов. Воспитанники считались вольными. Обучение в В.д. начиналось с 7 лет и велось на русском и немецком языках (педагогами первых В.д. были преимущественно иностранцы). Дети 7-11 лет занимались чтением, письмом, рисованием, основами ремесел; с 14-15 лет - 3-4 раза в неделю обучались на фабриках и в мастерских. Наиболее способных детей обучали иностранным языкам, проводились также занятия в художественных классах при музеях. Несколько наиболее талантливых учеников продолжали образование за границей на средства В.д. На базе учебных мастерских В.д. организовано ремесленное учебное заведение (впоследствии МВТУ). При В.д. существовали госпитали с классами для начального обучения медицинским профессиям. Для предупреждения детской смертности создавались (с 1772) т.н. деревенские экспедиции для раздачи детей на воспитание в семьи. В 1828 дальнейшее устройство В.д. запрещено (к этому времени действовало 37). С 1864 обязанности по руководству В.д. (кроме столичных, которые в 19 в. вошли в Ведомство учреждений императрицы Марии) перешли к земствам. В 1890 в 28 земских губерниях насчитывалось 56 В.д. В 1917 В.д. закрыты, в 1918 созданы детские дома.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
учреждения для воспитания подкидышей и беспризорных младенцев. В Зап. Европе первый В. д. был осн. в 787 (Милан). Старейшие В. д. — в Бергамо (осн. в 982), во Флоренции (1061), в Риме (1198). К нач. 19 в. В. д. имелись во мн. крупных городах Европы и Америки: в Париже (осн. в 1326), Венеции (1364), Мюнхене (1489), Амстердаме (1564), Лиссабоне (1629), Лондоне (1709), Рио-де-Жанейро (1738), Берлине (1770), Вене (1784) и др. Резкое увеличение числа В. д во Франции наполеоновской эпохи (в 1811 — 271 дом) объяснялось влиянием идей экономистов-меркантилистов, ставивших благосостояние гос-ва в зависимость от роста народонаселения.
С кон. 12 в. практиковался тайный, безусловный прием детей в В. д.: ребенка укладывали в тур (полый деревянный полуцилиндр), помещавшийся в стене дома, тур сразу же поворачивался внутрь дома, и ребенка принимал служитель. Однако анонимный способ призрения младенцев (наз. романским) повлек за собой Значит. приток детей в В. д. и как следствие — их высокую смертность. В 19 в. в Германии большинство В. д. было закрыто, а в Австрии, Италии и Франции изменились условия приема и содержания детей. При приеме младенцев устанавливались ограничения: мать, отдающая ребенка в В. д., должна была кормить его нек-рое время; в др. случаях при приеме требовался денежный взнос или доказательства бедности матери. В нек-рых странах необходимыми условиями приема были рождение ребенка в родовспомогательном учреждении, наличие удостоверения о месте приписки матери и т. п. Обычно после карантина младенцев отправляли на воспитание в деревню (иногда сразу после рождения, как в Великобритании, иногда в возрасте 4 мес, как в Швеции), где дети жили в семьях за определенное вознаграждение. В большинстве совр. стран В. д. мало распространены. Осиротевших младенцев стремятся отдать приемным родителям, т. к. считается, что в семье ребенок получает лучшие возможности для развития; практикуется строгий контроль со стороны обществ. и гос. орг-ций за положением ребенка в семье приемных родителей.
В России первый приют для «зазорных» младенцев был осн. в Новгороде митрополитом Иовом в 1706. Петр I передал дело призрения детей гос-ву. После указа 1715 было открыто ок. 10 В. д. («сиропитательниц»). При преемниках Петра I они закрылись. Вновь В. д. появились при Екатерине II, к-рая утвердила проект И. И. Бецкого об устройстве В. д. в Москве, открытие к-рого состоялось в 1764. В 1770 В. д. был открыт в Петербурге, а затем и в др. губернских городах. В. д. числились гос. учреждениями, относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, но существовали гл. обр. на благотворит. средства, а также за счет спец. налогов. Прием был тайным, поэтому приносили не только подкидышей и внебрачных детей, но и законнорожденных младенцев. Число детей в В. д. быстро росло. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и мед. помощи приводили к чрезвычайно высокой дет. смертности (60—90%). Законом 1828 было запрещено открывать новые В. д., а в имевшиеся резко сокращен прием детей. Начиная с 60-х гг. при приеме в В. д. стали требовать документы. Временные правила 1890 определяли условия призрения внебрачных детей и подкидышей в В. д. С 1898 активное участие в деятельности В. д. начали принимать земства. При нек-рых В. д. открывались школы, воспитанники обучались ремеслам в целях дальнейшего трудоустройства.
После Окт. революции для детей раннего возраста были учреждены дома младенца, в 1949 переим. в дома ребенка. Они принимали детей в возрасте до 3 лет. Для детей старше 3 лет предназначены детские дома. Для больных детей и детей с психофизич. недостатками организованы спец. дома. См. также Детские приюты и Сиротские учебно-воспитательные учреждения.
Лит.: Ван-Путерен М. Д., Ист. обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и в др. странах, СПБ, 1908 (библ.); Мат-лы для истории Имп. Моск. воспитат. дома, в. 1 — 2, М., 1863—68; Лебедева В. П., Охрана материнства и младенчества в стране Советов, М. — Л., 1934; К он юс Э. М., Истоки рус. педиатрии, М., 1946; Hugel F. S., Die Findelhauser und das Findelwesen Europas, W., 1863; Lalle-mand L. Histoire des enfants abandon-nes et delaisses, P., 1885; Raudnitz R. W. Die Findelpflege, W., 1886.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
178.27 кб

Российские воспитательные дома в XVIII столетии

Хохидра О. Н.
Читать PDF
321.17 кб

Пути модернизации воспитательной системы детского дома

Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Морозова Ирина Викторовна, Ахтаов Руслан Ахметович
В статье рассматриваются теоретические аспекты модернизации воспитательной системы детского дома, обосновываются причины недостаточной сформированности социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ч
Читать PDF
131.27 кб

Император Павел I и воспитательные дома (1796-1801 гг.)

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Вступление на престол императора Павла в ноябре 1796 г. положило начало серьезным преобразованиям воспитательных домов.
Читать PDF
305.45 кб

Опекуны Петербургского воспитательного дома в царствование Екатерины II

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
393.32 кб

Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в воспитательных домах XVIII века

Мицюк Н. А.
Впервые вопрос об охране детского здоровья появился в России в XVIII веке. Екатерина II, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали инициаторами основания Воспитательных домов для детей-сирот.
Читать PDF
361.36 кб

Проект Императорского Воспитательного дома И.И.Бецкого: у истоков "артпедагогики"

Букина Татьяна Вадимовна
Читать PDF
271.68 кб

Предыстория и начальная история Санкт-Петербургского воспитательного дома (1763-1796)

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
337.59 кб

Социально-экономические проблемы Петроградского воспитательного дома в марте-октябре 1917 г.

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
1.71 мб

Об эвакуации в Казань Императорского московского воспитательного дома во время Отечественной войны 1

Альбицкий Валерий Юрьевич, Шер Стела Абельевна
В статье представлены события, происходившие в Императорском московском воспитательном доме во время Отечественной войны 1812 г., когда в Москву вошла армия Наполеона.
Читать PDF
207.54 кб

"Домам нашим сие искусство такожде нужно..." (экономика и финансы Санкт-Петербургского воспитательно

Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
387.66 кб

Домашние учительницы выпускницы французского класса Петербургского воспитательного дома (первая поло

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
260.86 кб

От Санкт-Петербургского императорского воспитательного дома к Российскому государственному педагогич

Расчетина Светлана Алексеевна
Читать PDF
245.85 кб

Участие иностранных и российских ученых в организации воспитательного дома в России (60-70-е гг. XVI

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Читать PDF
417.97 кб

Императрица Мария Федоровна и французский класс Петербургского воспитательного дома (первая половина

Фруменкова Татьяна Георгиевна
Вклад императрицы Марии Федоровны, управлявшей воспитательными домами с 1797 по 1828 г.
Читать PDF
2.11 мб

Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области в 1943-1

Меркурьева Вера Сергеевна
Рассматриваются основные формы организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области на заключительном этапе Великой Отечественной войны.